Противораковый аспирин

Некоторым злокачественным клеткам аспирин не даёт быть злокачественными.

Клетки колоректального рака человека. (Фото: NICHD / Flickr.com

Медицинская статистика говорит о том, что у аспирина есть некоторые противоопухолевые свойства: у тех, кто долго и регулярно принимает аспирин, вероятность онкозаболеваний снижается. Правда, нужно сразу уточнить, что эта статистика оказывается разной для разных опухолей. Мы как-то писали, что вероятности рака молочной железы или рака лёгких с аспирином, по-видимому, не связаны. Зато он явно помогает избежать желудочно-кишечных опухолей вроде рака пищевода, рака прямой кишки или рака толстой кишки (два последних часто называют общим термином колоректальный рак). Аспирин нередко прописывают сердечно-сосудистым больным, которые пьют его годами, и у них колоректальный рак встречается реже, чем у тех, кто обходится без аспирина.

Однако статистические исследования ничего не говорят о возможном механизме действия. А без него трудно сделать однозначный вывод, что аспирин действует против рака. В недавней статье в Cell Death and Disease речь идёт как раз о том, как аспирин на уровне молекул проявляет свои противоопухолевые свойства. Сотрудники Мюнхенского университета экспериментировали с клетками колоректального рака, и выяснили, что аспирин повышает в них уровень некоторых микрорегуляторных РНК (микроРНК, miRNA). Так называют одну из разновидностей служебных РНК. Все служебные РНК закодированы в ДНК, но белковой информации в них нет, они работают сами по себе. У микроРНК главная задача — подавлять синтез того или иного белка. Они находят матричную РНК, которая несёт информацию о белке, связываются с ней, и дальше матричная РНК либо ускоренным образом расщепляется, либо остаётся целой, но белоксинтезирующий аппарат с ней всё равно работать не может.

Аспирин стимулирует один из важных клеточных ферментов, который, в свою очередь, действует на особый транскрипционный фактор NRF2. Так называют белки, которые управляют активностью различных генов — они регулируют транскрипцию, то есть перенос информации с ДНК в РНК. Этот транскрипционный фактор, будучи обработан вышеупомянутым ферментом, идёт из клеточной цитоплазмы в ядро и там повышает активность генов известных противоопухолевых микроРНК miR-34a/b/c. Кроме того, аспирин подавляет работу другого белка, который сам подавляет активность транскрипционного фактора NRF2; подавление на подавление равняется «плюс», и фактор NRF2 начинает энергично работать.

В результате в опухолевых клетках появляется много микроРНК, которые делают их менее опухолевыми: они в значительной мере утрачивают подвижность, склонность к путешествиям и способность внедрятся в здоровые ткани (то есть уменьшается вероятность того, что раковая клетка станет метастазной). И в целом аспирин через микроРНК обращает вспять некоторые молекулярные процессы, которые превращают нормальную клетку в злокачественную. Наконец, под действием микроРНК в опухолевых клетках включается апоптоз — встроенная программа самоуничтожения.

Те же противоопухолевые miR-34a/b/c активируются под действием знаменитого белка р53, который ещё называют стражем генома и который следит за тем, чтобы клетка с обширными генетическими дефектами не стала раковой. Однако в опухолях ген самого р53 очень часто оказывается с мутациями. И здесь важно, что защитные микроРНК, оказывается, можно простимулировать, не полагаясь на р53, а просто добавив к клеткам аспирин.

Тут стоит ещё раз напомнить, что в клинической статистике противоопухолевые свойства аспирина проявляются при многолетнем систематическом употреблении, и касается это преимущественно колоректальных опухолей, и вероятность рака падает всё-таки не на сто процентов. Возможно, что на основе аспирина удастся создать какое-то более эффективное средство, с помощью которого можно будет не только предотвращать, но и лечить злокачественные опухоли, причём опухоли разных видов.