Звери охотились на динозавров

Древняя окаменелость запечатлела момент схватки плотоядного млекопитающего и растительноядного динозавра.

Больше десяти лет назад некий фермер из китайской провинции Ляонин нашёл окаменелость из времён динозавров. Область, где это произошло, называется «динозавровыми Помпеями» — некогда здесь случилось извержение вулкана, и множество живых существ накрыло пеплом и лавой. Находка не слишком бы выделялась в числе прочих, если бы при ближайшем рассмотрении не оказалось, что в ней сохранились остатки двух существ, динозавра и млекопитающего, причём зверь явно охотился на динозавра: вулкан убил их в разгар схватки.

Окаменелые остатки пситтакозавра и репеномамы. (Фото: Gang Han / Hainan Vocational University of Science and Technology)

Про такие находки говорят, что они случаются один раз на миллион, и вот только что в Scientific Reports вышла статья, где динозавра со зверем подробно описывают. Динозавр относится к пситтакозаврам, жившим 130–100 млн лет назад, питавшимся растительной пищей и ходившим на задних ногах; их потомками спустя миллионы лет окажутся намного более знаменитые трицератопсы. Пситтакозавры были невелики, до 2,5 в длину, тот, о котором речь, был величиной со среднюю собаку.

В него вцепился зверь из группы репеномам, живших, как можно догадаться, примерно в то же время. Раньше думали, что тогдашние млекопитающие были размером с крысу и охотиться могли в лучшем случае на насекомых. Но как только в руки палеонтологам стали попадаться первые репеномамы, стало понятно, что тогда, кроме мелких насекомоядных, были уже и другие звери. Крупнейшие репеномамы вырастали до метра в длину и весили до 14 кг. Были среди них, разумеется, и более мелкие виды, но все они, судя по строению скелета и виду зубов, были плотоядными. Находили скелеты репеномам с остатками детёнышей пситтакозавров в животе, хотя до сих пор трудно было сказать, нападали ли звери на живых динозавров или же довольствовались падалью (падальщики ведь тоже относятся к плотоядным).

И вот в новой китайской окаменелости мы видим, что млекопитающее вида Repenomamus robustus (эти в длину были не более полуметра) кусает довольно-таки крупного пситтакозавра: не вполне взрослого, но уж точно не мелкого детёныша. Зубы репеномамы явно дошли до рёбер, зверь сидит сверху на динозавре — очевидно, он повалил его на землю, динозавр же хватает хищника за переднюю лапу. Трудно интерпретировать находку иначе, как мгновенный снимок жестокой схватки. Массу динозавра оценивают в 10,6 кг, млекопитающего — в 3,4 кг, однако разница в весовых категориях смущать не должна. В современной дикой природе есть много примеров, когда хищник охотится на еду, которая сильно больше его, как, например, росомахи, нападающие на оленей и лосей.

пситтакозавр репеномама.jpg

Художественная реконструкция схватки пситтакозавра и репеномамы. Иллюстрация: Michael Skrepnick.

Смутить может другое: как пишет портал Science, в той же местности в последние годы обнаруживались якобы ископаемые находки, которые впоследствии оказывались фальшивками. И сейчас некоторые специалисты указывают на то, что после того, как обнаружили окаменелость, и до того, как её окончательно перенесли в лабораторию, прошло много времени, и в этом времени есть пробелы, когда ископаемая схватка выпадала из поля зрения специалистов. Иными словами, не имеем ли мы дело с «постановочными костями»? Авторы работы уверяют, что кости расположены в осадочной породе вокруг них именно так, как если бы они были погребены вулканом, что нет никаких следов ручных манипуляций — однако им всё равно советуют выполнить более тщательные исследования окаменелости с использованием компьютерной томографии и других методов. Но если её аутентичность однозначно подтвердится, то это станет довольно яркой иллюстрацией того, что древнейшие млекопитающие жили намного более насыщенной и разнообразной жизнью, чем нам казалось ранее.