Печень-невидимка

Стеклянные лягушки на время сна загоняют все свои эритроциты в печень, что делает самих лягушек особенно прозрачными.

Стеклянная лягушка Centrolene ilex. (Фото: Peter Nijenhuis / Flickr.com

Сотрудники Университета Дьюка описывают в Science, наверное, один из самых необычных способов маскировки, которые можно встретить в животном мире. Речь о стеклянных лягушках, которые называются так, как можно догадаться, из-за своего полупрозрачного тела. Но если прозрачную кожу ещё можно себе представить, то что можно сделать с другими органами? Как быть, например, с кровью, в которой плавают красные эритроциты, снабжающие все ткани кислородом?

Всё началось с того, что исследователи захотели выяснить, как эти лягушки спят. Оказалось, что во время сна они становятся ещё более прозрачными, как если бы вся кровь куда-то уходила из их сосудов. Куда именно она девается, удалось понять с помощью фотоакустической визуализации — специального метода, обычно используемого в инженерном деле. При фотоакустической визуализации световые импульсы заставляют различные молекулы вибрировать, испуская при этом небольшие порции энергии — так можно понять, где и в каких условиях они находятся. Такой трюк можно было применить на живых спящих лягушках, не беспокоя их — что было особенно важно, потому что проснувшиеся лягушки быстро краснели от крови.

стеклянная лягушка.png

Спящая стеклянная лягушка (слева) загоняет все эритроциты в печень и становится ещё более прозрачной, чем когда она бодрствует (справа). Фото: Jesse Delia / American Museum of Natural History.

Все эритроциты, как оказалось, у спящих стеклянных лягушек уходят в печень, в специальные карманы внутри неё. Благодаря этому лягушка становится в два-три раза прозрачнее, чем обычно; соответственно, её ещё труднее заметить, что очень кстати — пока ты спишь, тебя легко съесть. Лягушачью печень можно отчасти сравнить с плащом-невидимкой, правда, абсолютно невидимой лягушка всё-таки не становится: мышцы, да, становятся прозрачными, но некоторые внутренние органы, в том числе и печень, в лягушках всё-таки можно различить.

Сердце при этом продолжает биться, но по сосудам оно гонит более или менее бесцветную жидкость — кровь без эритроцитов. Когда лягушка просыпается, эритроциты выходят из печени, и кровь окрашивается в красный цвет. Что до дыхания, то, как мы знаем, лягушки дышат не только лёгкими, но и всей кожей. Вероятно, в покое стеклянным лягушкам хватает того кислорода, который проходит сквозь кожу. Кстати, на свете есть как минимум одна лягушка вообще без лёгких — это калимантанская барбурула, обходящаяся всю жизнь только кожным дыханием.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее