Под женским началом пауки меньше дерутся

Некоторые социальные пауки ведут себя более мирно, если в их колонии преобладают самки.

Пауков сложно назвать компанейскими существами — друг к другу они относятся в первую очередь как к добыче, делая перерыв только на время размножения (да и брачные игры часто заканчиваются гибелью самца, про паучий супружеский каннибализм знают все). Тем не менее, среди пауков есть социальные виды, живущие большими колониями. Их немного, всего несколько десятков из более чем пятидесяти тысяч, но для таких недружелюбных хищников и это удивительно.

Philoponella republicana относятся к паукам-кругопрядам, и потому их колонии выглядят как множество соединённых вместе ловчих круговых сетей. (Фото: George Rosema / Unsplash.com

Причём социальность у разных видов может быть разной. Деления на трудовые касты, как у пчёл и муравьёв, у пауков нет, но они могут, например, не только вместе охотиться, но и сообща заботиться о потомстве. Есть менее общительные виды: в их колониях разным паукам нет дела до чужого потомства, да и сидят они преимущественно каждый на своём участке паутины. Так живут, например, Philoponella republicana из Южной Америки. Их коллективная паутина представляет собой соединённые вместе индивидуальные сети, однако при этом в центре колонии есть участок общего пользования, где паук может отдохнуть в безопасности. На периферийных зонах охота идёт лучше, но постоянно находиться там опасно и для самих пауков — на краю колонии больше шансов, что до тебя доберётся какой-нибудь хищник. P. republicana относятся к семейству пауков-улоборусов, у которых нет ядовитых желёз, так что добычу они обездвиживают большим количеством паутины. Если в общий участок сети попало что-то крупное, то закутывают его в паутину сообща несколько пауков, но кормится на добыче в итоге кто-то один.

Естественно, в колонии возникают конфликты. (Они возникают даже у по-настоящему социальных животных, что уж говорить про пауков.) Взаимная агрессивность зависит от множества факторов, например, от численности колонии, размера общей паутины, взаимного расположения индивидуальных участков у разных особей, между самцами могут случаться драки за самок и т. д.

Сотрудники Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе пишут в The Journal of Arachnology, что конфликтность пауков в колониях P. republicana заметно зависит от соотношения полов. Если в колонии больше самок, то и самцы, и сами самки будут меньше драться. Если же в колонии преобладают самцы, драк будет больше. В то же время, если среди P. republicana будет много крупных самок и самок среднего размера, то стычек в такой колонии опять-таки будет много —  потому что крупные и средние самки будут забирать себе всю добычу, что не слишком способствует мирным настроениям.

То же самое касается и пауков-чужаков. В целом, колония — это большая семья, потому что новые поколения не слишком склонны к дальним странствиям и строят свои сети там, где появились на свет. Но бывает, что P. republicana заносит кого-то со стороны. Такого чужака может погнать какой-то отдельный член колонии, на чей индивидуальный участок он зашёл, но коллективной обструкции ему не устраивают. И агрессивность отдельных особей в отношении чужаков опять же зависит от общего настроения в колонии, а общее настроение — от соотношения самцов и самок (и, конечно, от других фактов тоже).

Можно предположить, что самки выделяют какое-то вещество, которое усмиряет нрав всех членов колонии; может быть, самки P. republicana в принципе менее склонны к выяснению отношений, и когда их много, они могут просто собственным присутствием влиять на поведение всех вокруг — гипотезы можно выдвигать разные, но их все нужно проверять. И хотя пауки, как было сказано, в целом не очень-то социальны, те немногие виды среди них, которые демонстрируют любовь к общественной жизни, могут помочь понять, как вообще развивается социальность в животном мире.