Родоначальник Чёрной смерти нашёлся в Киргизии

Чумная палочка, с которой началась Чёрная смерть, дала о себе знать в степях Средней Азии за несколько лет до европейской эпидемии.

Чёрная смерть — одна из крупнейших эпидемий чумы, время от времени случавшихся в цивилизованном мире. Она захватила не только Европу, но и Азию, и север Африки. Исторические источники говорят, что Чёрная смерть начала расползаться по миру в 1346 году из портов на Чёрном море, и к 1353 году она уменьшила население Европы более чем наполовину. Но возникла она не в Европе, и не на Черноморском побережье.

Жители среднеазиатских степей столкнулись с чумой за несколько лет до того, как она пришла в Европу. (Фото: Stefan Krasowski / Flickr.com

Одно время считалось, что Чёрная смерть пришла с монголами, с армией Чингисхана. Но несколько лет назад исследователи сравнили между собой более 1300 геномов чумы, взятых как из современных бактерий, так из археологических останков. Анализируя мутации в ДНК, можно определить, в каком родстве состоят разные штаммы чумы и от кого они возникли. В итоге удалось построить генеалогию чумной палочки Yersinia pestis, которая охватывала более 5500 лет.

Начиналось всё с бактерии, которая была мало похожа на Чёрную смерть, но потом в какой-то момент в чумной родословной появилось четыре штамма, которых до сих пор можно найти у разных грызунов. Один из этой четвёрки стал Чёрной смертью. Но в той ДНК, которую находят в европейских жертвах эпидемии, есть мутации, которые отличают её от материнского штамма. То есть чума уже пришла к людям, уже начала выкашивать население, но возникла она, судя по генетическим исследованиям, где-то в Средней Азии.

И вот сейчас журнал Nature публикует статью с описанием чумы, сохранившейся в древнем захоронении у озера Иссык-Куль на территории современной Киргизии. Захоронение использовали с середины XIII по середину XIV века, но в 1338 и 1339 годах в нём похоронили особенно много людей, которые — как свидетельствуют здешние надписи — умерли из-за какой-то болезни. Болезнь уже тогда назвали чумой, но в те времена чумой что только не называли.

Однако после анализа ДНК, который проделали сотрудники Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка, Московского университета, Кунсткамеры (Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН) и других научных центров, стало ясно, что погребённые в иссык-кульском захоронении умерли от того самого исходного штамма чумы, который и стал причиной Чёрной смерти.

Этот штамм довольно близок другому, который есть у местных грызунов. Чёрная смерть началась с того, что бактерия мутировала, получив возможность заражать и успешно размножаться в людях — потом она, разумеется, продолжала меняться, но оставалась Чёрной смертью. В регионе, который охватывает север Киргизии, юг Казахстана и северо-запад Китая, к XIV веку случилось смягчение климата, как следствие, грызунов стало больше, а значит, стало больше блох, которые на них живут. На человека блохи с чумной палочкой стали перескакивать чаще, и чем чаще это случалось, тем выше была вероятность, что блоха принесёт бактерию, способную освоиться в людях.

Как Чёрная смерть преодолела 3500 км из Средней Азии до Чёрного моря? Скорее всего, вместе с торговцами: в иссык-кульском захоронении рядом с останками часто находят монеты, жемчужины и разные товары, попавшие сюда из Индии, Ирана и Средиземноморья. Купеческие караваны, набираясь блох в среднеазиатских степях, приносили чуму к Средиземному морю и Чёрному.

Чума в Европе тлела ещё несколько столетий, то засыпая, то просыпаясь, хотя масштабных эпидемий, подобных Чёрной смерти, уже не было. Все штаммы, которые бродили с тех пор по европейским странам, были потомками того, от которого умерли люди из иссык-кульского захоронения. Впрочем, это ещё не конец истории: иссык-кульский штамм совсем не обязательно появился именно к XIV в. в степях Средней Азии. Гипотеза о среднеазиатских сурках и полёвках, которые стали особенно многочисленны — это всё-таки гипотеза. Вполне может быть, что опасный штамм чумы уже какое-то время блуждал по континенту, но без новой ДНК из древних могил тут трудно что-то сказать наверняка.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее