Древнесибирская чума

Жители древней Сибири жили с чумной палочкой

Бактерии чумной палочки (окрашены жёлтым) в зобу блохи. (Фото: NIAID / Flickr.com

Сотрудники Стокгольмского университета, Иркутского государственного университета, Забайкальского государственного университета и других научных центров Швеции, Турции, России и Великобритании обнаружили ДНК чумной палочки в останках древних жителей Восточной Сибири. Исследователи анализировали ДНК сорока людей, живших здесь с 16 900 до 550 лет назад. Чумную палочку нашли у двух из них, чьи кости были датированы 4400 и 3800 лет назад.

В прошлом году в Cell была опубликована статья о чумной палочке, которую также нашли в сибирских останках возрастом 4500 лет; новые результаты опубликованы в Science Advances. Пока трудно сказать, насколько сильно тогдашние сибирские народы страдали от чумы. Возможно, те чумные штаммы были не очень опасные. Однако авторы работы отмечают, что генетическое разнообразие местных жителей резко упало в период около 4700–4400 лет назад. Уменьшение генетического разнообразия обычно происходит из-за сокращения популяции, а сокращение популяции могло произойти из-за опасной инфекции.