Самый большой хищный динозавр охотился вплавь

Судя по строению костей, спинозавры плавали и ныряли.

Самый большой хищный динозавр — это не тираннозавр, как можно подумать, а спинозавр. И тираннозавров, и спинозавров было, скорее всего, несколько видов, но пока по оценкам палеонтологов самые крупные спинозавры были длиннее самых крупных тираннозавров, хотя по массе немного им уступали. Будучи крупнее тираннозавров, спинозавры были не просто самыми большими хищными ящерами, но вообще самыми большими наземными хищниками, которых когда-либо носила Земля.

Спинозавр на охоте. (Иллюстрация: Davide Bonadonna / University of Portsmouth)

Но если тираннозавр был сугубо сухопутным хищником, то насчёт спинозавра давно предполагали, что он питался какими-то водными существами. Во-первых, с останками спинозавров часто находили много останков рыбы, причём рыба эта по всей очевидности была внутри ящера, во-вторых, вытянутые, как у крокодила, челюсти и конические зубы говорили о том, что спинозавр специализируется на подводной охоте. Кроме того, у него был длинный плоский хвост и лапы, похожие на лопасти — таким хвостом и лапами удобно грести; задние ноги спинозавра были сравнительно короткими, то есть явно не предназначенными для долгих переходов по суше, а ноздри были устроены так, чтобы их можно было прикрывать. Тем не менее, оставался вопрос, как именно вёл себя спинозавр. С такими ногами, ноздрями, челюстями и зубами можно активно плавать и нырять — и точно так же можно просто стоять на отмели, время от времени выхватывая добычу из воды.

Сотрудники Портсмутского университета вместе с коллегами из других научных центров пишут в Nature, что спинозавры всё-таки ныряли и плавали, и доказательством тому плотность их костей. Известно, что у млекопитающих, ушедших в воду, кости плотнее, чем у тех, которые живут на суше: с более плотными костями проще нырять. Исследователи решили систематизировать сведения о строении костей различных животных, сопоставив «костные» данные с образом жизни. Всего они проанализировали анатомию и экологические привычки 250 видов животных, как современных, так и вымерших, относящихся к различным зоологическим группам; среди них были и звери, и птицы, и рептилии, как очень большие, так и очень маленькие.

Оказалось, что у животных, ныряющих за едой под воду (не стоящих на берегу, а именно ныряющих), кости равномерно плотные. А вот у тех, кто ведёт наземный образ жизни, кости наиболее плотные только по краям, а в центре их плотность не очень велика — с точки зрения физики их можно отчасти сравнить с полой трубкой. По плотности костей спинозавр и его родственник барионикс относились к ныряющим. А вот другой родственник спинозавра под названием зухомим по строению костей был наземным: как и спинозавр, он питался рыбой, у него была крокодилья морда, но вряд ли он плавал и нырял — скорее всего, он просто бродил по мелководью или стоял в засаде, как цапля, подстерегая, кто проплывёт мимо.

На самом деле, есть и полностью наземные животные с очень плотными костями — это слоны, носороги и колоссальные динозавры из группы зауропод. Но у носорогов, слонов и зауропод плотные, тяжёлые кости преимущественно в ногах, а остальные кости у них сравнительно лёгкие. Понятно, почему так: чтобы ноги не ломались под весом огромного тела.

Судить о поведении вымерших животных всегда очень трудно — у нас нет ничего, кроме костных останков, порой весьма фрагментарных. Тем не менее, сравнительная анатомия вместе с новейшими инструментальными методами порой позволяет заглянуть в личную жизнь древних существ: к плавающим спинозаврам здесь можно добавить саблезубых кошек смилодонов, которые заботились о своих больных, и одного аляскинского мамонта, чью биографию прочитали по его бивню.