Голод не даёт расти раковым клеткам

Чтобы затормозить рост злокачественной опухоли, нужно не только лишить её калорий, но и ограничить раковые клетки в жирных кислотах, которые они используют в своих мембранах.

Раковым клеткам, как и всем остальным, нужно питаться, а с учётом того, что они постоянно делятся, то понятно, что энергии им нужно очень много — больше, чем другим клеткам. Можно ли затормозить рост опухоли, сев на ту или иную диету?

Раковые клетки. (Фото: Sam Levin / Flickr.com

В первую очередь злокачественные клетки поглощают огромное количество глюкозы. Кетогенная диета как раз почти исключает углеводы (и глюкозу в том числе), заменяя их жирами и белками. Некоторые исследователи пытались проверить влияние кетогенной диеты на рак, но результаты получались не вполне убедительными. В то же время есть диеты, которые просто ограничивают нас в калориях, в каком бы виде эти калории ни были. Такие диеты как бы провоцируют в клетках небольшой голод, что идёт на пользу всему организму — увеличивается срок жизни и уменьшается вероятность возрастных болезней (как работают  «голодные» диеты, мы недавно рассказывали). Известно, что в некоторых случаях ограничение по калориям тормозит рост раковых опухолей.

Сотрудники Массачусетского технологического института решили напрямую сравнить противораковую эффективность низкокалорийной и кетогенной диеты. Эксперименты на мышах с опухолью поджелудочной железы показали, что низкокалорийная диета намного сильнее тормозит рост опухоли, чем кетогенная. То есть дело не только и не столько в глюкозе (в обоих случаях мыши поглощали одинаково небольшое количество глюкозы), но в чём-то ещё.

Делящимся клеткам нужна не только энергия, нужны ещё строительные молекулы, и среди строительных молекул особенно важны липиды. Из липидов состоят клеточные мембраны, а каждая клетка мало того, что окружена наружной мембраной, она буквально нашпигована мембранными органоидами. Мембраны нужны ядру, митохондриям, эндоплазматической сети, аппарату Гольджи. В состав липидов входят жирные кислоты, которые бывают насыщенные и ненасыщенные. Они отличаются по свойствам, и для того, чтобы мембраны функционировали нормально, насыщенные и ненасыщенные должны быть в определённой пропорции. Липиды клетки могут синтезировать сами, а правильную пропорцию насыщенных и ненасыщенных жирных кислот обеспечивает фермент SCD (stearoyl-CoA desaturase, стеароил-КоА-десатураза), который превращает насыщенные жирные кислоты в ненасыщенные.

В статье в Nature говорится, что и низкокалорийная диета, и кетогенная подавляли активность SCD, то есть у раковых клеток должно было получиться много насыщенных жирных кислот и мало ненасыщенных, из-за чего у них испортились бы клеточные мембраны. Но если диета была кетогенная, клетки получали нужные кислоты из еды (в кетогенной диете, напомним, достаточно много жиров) и продолжали делиться. В низкокалорийной диете мало не только глюкозы, но и жиров, и поэтому с ней раковые клетки активно размножаться не могли, и опухоль росла намного медленнее.

По словам авторов работы, результаты экспериментов на мышах отчасти подтверждаются медицинской статистикой, которая касается больных с опухолями поджелудочной железы: статистика говорит, что клинический прогноз у таких больных совпадает с тем, какие жиры они едят. Однако здесь нужно больше клинических данных, чтобы в достаточной мере обосновать связь между жирами в еде и течением болезни у людей. При этом исследователи вообще сомневаются, что онкобольным нужно садиться на низкокалорийную диету: в таком состоянии у неё могут проявиться отрицательные побочные эффекты. Лучше будет, раз уж мы лучше поняли значение фермента SCD для раковых клеток, найти какое-нибудь средство, которое подавляло бы его активность в опухоли.