Почему новый коронавирус вызывает сильное воспаление?

Из-за вируса SARS-CoV-2 повышается уровень гормона, который запускает самоусиливающееся воспаление.

Новый коронавирус SARS-CoV-2 печально знаменит тем, что вызывает сильнейшее воспаление, которое очень  вредит здоровым тканям. В связи с коронавирусным воспалением часто можно услышать термин «цитокиновый шторм» – потому что во время болезни резко повышается в крови уровень воспалительных сигнальных белков-цитокинов. (Справедливости ради стоит уточнить, что цитокиновый шторм возникает не только при коронавирусной инфекции COVID-19, но и при других заболеваниях.)

Частицы SARS-CoV-2 на поверхности клетки. (Фото: NIAID / Flickr.com

Мы писали, что сильное воспаление при коронавирусе связано с тем, что коронавирусы умеют оставаться до поры до времени невидимыми для иммунитета, что они подавляют клеточные сигналы тревоги, так что в итоге, когда иммунитет их в конце концов обнаруживает, ему приходится иметь дело с огромным число вирусных частиц и заражённых клеток, так что воспаление – которое, вообще-то, защитная реакция – просто выходит из берегов. Но дело в том, что сильное воспаление при COVID-19 случается и тогда, когда уровень вируса идёт на спад, так что это не единственное объяснение.

Мы также рассказывали об одном недавнем исследовании, в котором говорится, что повышенный уровень глюкозы стимулирует противовирусное воспаление, так что у больных диабетом больше шансов впасть в цитокиновый шторм, будь то от коронавируса или от вируса гриппа. А в вышедшей на днях статье в журнале Immunity сотрудники Университета Хоккайдо пишут, что избыточное воспаление при коронавирусе может быть связано и с особенностями самого вируса.

Как мы уже все хорошо знаем, SARS-CoV-2 в клетку пропускают два рецептора: белок ACE2 и белок TMPRSS2. Белок ACE2 – это ангиотензинпревращающий фермент 2, он расщепляет гормон ангиотензин, играющий очень важную роль в регуляции кровяного давления. Вообще ангиотензин существует в разных формах, и ACE2 расщепляет ту, которая называется ангиотензин II.

Ангиотензин II сужает сосуды, а после расщепления ACE2 расширяет. Но у ангиотензина II есть и другие свойства. Так, связываясь с определёнными рецепторами, он запускает цепочку внутриклеточных сигналов, которые активируют гены воспалительных белков. Воспалительные сигналы  усиливаются, то есть воспалительных белков клетка синтезирует все больше и больше. Такой провоспалительный эффект ангиотензина II заметен в клетках, к иммунной системе не относящихся, например, в клетках эпителия.

Воспалительные свойства  ангиотензина II ограничивает фермент-рецептор ACE2, который его своевременно расщепляет. Но когда с ACE2 связывается вирус, он вместе с рецептором погружается в клетку, и расщеплять ангиотензин II становится некому. Отсюда и развивающееся воспаление, которое усиливает само себя и может превратиться в цитокиновый шторм, когда вируса уже не так и много.

Некоторые из задействованных тут молекулярных воспалительных сигналов, по словам авторов работы, усиливаются с возрастом, то есть у пожилых людей они провоцируют более сильное воспаление, чем у молодых. Но, как бы то ни было, общий практический вывод, который тут можно сделать, это продолжать искать эффективные способы, которые позволяли бы подавлять спровоцированное вирусом самоусиливающееся воспаление.

По материалам MedicalXpress.