Древнеримские «влюбленные из Модены» оказались мужчинами

Держащиеся за руки скелеты могли принадлежать братьям или сослуживцам.

«Влюблённые из Модены». Фото: University Of Bologna.
(a) Модена на космоснимке Италии. (b) Некрополь Чиро Менотти; на врезке – погребение «влюблённых». (c) Зубы одно из погребённых. (d) Мутина и некрополь Чиро Менотти на плане современной Модены. Фото: https://www.nature.com/articles/s41598-019-49562-7

В 2009 году в Модене (северная Италия) в некрополе IV–VI веков нашли погребение двух человек, которые держались за руки. Кости сохранились плохо, поэтому установить пол погребённых сразу не удалось. Впрочем, это не помешало журналистам окрестить «пару» «влюблёнными» или «любовниками из Модены».

Когда пол по костям определить не получается, на помощь археологам приходят генетики – отличить мужчину от женщины можно по ДНК. Но «паре» из Модены и тут не повезло. Причина всё та же – плохая сохранность костей. Тогда исследователи из Болонского университета применили к скелетам новую методику, которая позволяет установить пол «по зубам», точнее, по белку амелогенину. «Мужской» и «женский» варианты белка отличаются по составу, эту разницу можно заметить с помощью масс-спектрометрии. Результаты анализа зубной эмали «влюблённых из Модены» показали, что оба они – мужчины. Статья об этом опубликована в журнале Scientific Reports.

Исследователи считают, что погребённые могли быть братьями (родными или двоюродными) или воинами, которые погибли вместе. В пользу второй версии говорит контекст – кроме могилы «влюблённых», на том же некрополе Чиро Менотти (Ciro Menotti) обнаружили погребения 11 человек, и на некоторых скелетах есть следы смертельных ранений. Не исключено, что всё кладбище – воинское. Вероятность того, что мужчины были гомосексуалистами, очень мала: некрополь датируется IV–VI веками, временем широкого распространения христианства, когда такого рода связи были запрещены, а при императоре Юстиниане (527–565 гг.) считались преступлением. Даже если мужчины всё же были «парой», их отношения не стали бы афишировать во время похорон.

Держащиеся за руки или даже обнимающиеся скелеты – находка, не то чтобы частая, но известная в разных культурах регионах и эпохах. Самый известный пример – «влюблённые из Вальдаро», захоронение возрастом около 6 тысяч лет, обнаруженное около Мантуи (Италия). Находили похожие погребения также в Греции, Турции, Румынии и Сибири. Но везде это были разнополые пары. Впрочем, подчёркивают исследователи, во всех этих случаях анализы ДНК или зубной эмали не проводились.

Археологам известны и случаи обнаружения однополых «пар». Так, во время раскопок города Теппе Хасанлу (Иран) нашли два «обнимающихся» скелета. Один из них был парнем 19–22 лет, второй, скорее всего, тоже мужчина, возрастом около 30–35. Оба погибли при разрушении цитадели около 800 г. до н.э., их останки нашли в мусорной яме. Похожий случай зафиксирован и в Помпеях. Двое молодых людей (около 20 лет) погибли при извержении Везувия в объятиях друг друга. Очевидно, что обе находки сильно отличаются от «влюблённых из Модены»: последние похоронены в одной могиле намеренно, что не скажешь о «парах» из Хасанлу и Помпей.

Некрополь Чиро Менотти в современной Модене относился к древнему городу Мутина. Первоначально он был этрусским, пока в 183 г. до н.э. не стал римской колонией. Город располагался в стратегически важном месте, был наиболее важным центром в Цизальпийской Галлии, и потому часто оказывался в центре боевых действий. В 78 г. до н.э. в Мутине занял оборону Марк Юний Брут (отец убийцы Цезаря). Помпей осадил город и взял его измором. В 73 г. до н.э. в окрестностях Мутины Спартак одержал одну из своих побед. В следующий раз город взял Марк Антоний в 44 г. до н.э. (на этот раз в нём укрывался тот самый Брут). На закате Римской империи Мутина неоднократно становился опорным пунктом войск и в борьбе с варварами, и в гражданских войнах. Нашествие Атиллы город не затронуло, он существовал до VII века, когда его забросили после крупного наводнения.

По материалам Scientific Reports, The Guardian, The Telegraph и BBC

Автор: Егор Антонов


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее