На Филиппинах нашли новый вид человека

Люди с острова Лусон были не намного выше ростом индонезийских «хоббитов» и, по-видимому, объединяли в себе продвинутые признаки человека разумного и примитивные признаки австралопитеков.

Строго говоря, новый вид человека – точнее, кости, которые от него остались – нашли ещё в 2007 году: тогда в пещере Каллао на острове Лусон обнаружили косточку плюсны возрастом около 67 000 лет, явно принадлежавшую человеку. Но тогда ещё не было ясно, Homo sapiens ли то был или какой-то другой вид рода Homo.

Пещера Каллао, где нашли останки человека лусонского. (Фото: Callao Cave Archaeology Project)
Фаланга пальца ноги человека лусонского. (Фото: Callao Cave Archaeology Project)

С тех пор в том же месте нашли ещё обломок бедренной кости, фаланги пальцев ног и рук, а также семь зубов. Все находки были от трёх разных индивидуумов, хотя три коренных и два малых коренных зуба принадлежали одному человеку, что сильно помогло в описании нового вида. (Стоит уточнить, что выделить ДНК из останков не было никакой возможности, так что оставалось надеяться лишь на компьютерную микротомографию и детальный анализ строения зубов и костей.)

Ростом человек лусонский (Homo luzonensis) был около 1,2 м. Коренные зубы его по строению оказались похожи одновременно на зубы H. sapiens и человека выпрямленного, но при этом они были слишком малы, чтобы отнести их к H. sapiens. Малые коренные, напротив, как раз по размеру оказались «человекоразумными» – но не по строению; у них было, по-видимому, два-три корня, что указывает на достаточную примитивность. С другой стороны, фаланги пальцев ног и рук походили на фаланги австралопитеков, которые жили на земле еще 1,5 млн лет назад. Однако останки с острова Лусон имеют возраст 67000–50000 лет.

По словам исследователей из Австралийского национального университета, Филиппинского университета и французского Национального центра научных исследований, опубликовавших описание нового вида в Nature, такое сочетание примитивных и продвинутых черт может быть следствием того, что этот человек долгое время эволюционировал на острове, будучи отрезан от других людей. Похожие случаи островного развития известны и среди  животных (в таком случае, видимо, те, кто некогда доплыл до Лусона, оказались на долгое время здесь первыми и последними людьми.)

В то же время другие специалисты полагают, что люди на острове представляли собой особую популяцию обычного человека разумного, просто с некоторыми особенностями в строении. Особенности эти могли проявиться, если добравшихся до Лусона было немного. Если особей вокруг немного, в действие вступает так называемый дрейф генов. Члены популяции не могут позволить себе особую разборчивость в брачных партнёрах, и в таком случае некоторые ненужные и даже отчасти вредные – но не смертельные – признаки сохраняются в поколениях: если они не слишком сильно вредят особи, естественный отбор их не вымывает.

Здесь вспоминается ещё один островной вид людей – люди-«хоббиты» Homo floresiensis с индонезийского острова Флорес. Но для человека флоресского удалось найти предков, а вот кто был предком человека лусонского, пока неясно. Также неясно, как именно он мог попасть на остров. Этот вопрос, кстати, не вполне разрешён и для «хоббитов». Некоторые антропологи полагают, что примитивные люди, подобные «хоббитам», никаких плотов и лодок строить не умели. С другой стороны, их могло принести на острова случайно, в результате какого-нибудь стихийного бедствия, после которого они плыли в океане, ухватившись за обломки деревьев. Но чтобы на один и тот же остров случайным образом прибило достаточно особей, чтобы тут появилась целая популяция – вероятность этого достаточно невелика.

В общем, пока что остаётся надеяться на новые кости из лусонской пещеры, которые позволят восстановить облик лусонцев более подробно (и из которых, возможно, удастся выделить ДНК, хотя с учётом влажного и тёплого климата надежды на ДНК остаётся мало). Так или иначе, картина эволюции людей в этой части света усложняется. Раньше считалось, что сначала в Азию из Африки пришёл человек выпрямленный, Homo erectus, которого потом заместил человек разумный – однако, видимо, всё было не так просто.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее