Странная наука – 2018

Семь научных открытий прошлого года, о которых мы не знаем, что и думать.

Анкилозавр, реконструкция. (Фото: Pixelchaos / Depositphotos
(Фото: Sonyachny / Depositphotos
(Фото: oksun70 / Depositphotos
Альберт Эйнштейн в 1947 году. (Фото: Orren Jack Turner / Wikipedia
(Фото: MichalLudwiczak / Depositphotos
(Фото: makspogonii / Depositphotos
(Фото: sergeypeterman / Depositphotos

О некоторых удивительных открытиях прошлого года мы на днях рассказывали. Но среди научных новостей бывают не просто удивительные, но ещё и очень, очень странные. Мы, конечно, совсем не собираемся советовать исследователям, что и как им исследовать. Но позволим себе напомнить, что одно такое исследование мы уже как-то предлагали в лауреаты Шнобелевки – и угадали.

Динозавры вверх ногами

Прошлым февралём в Palaeogeography, Palaeoclimatology, Palaeoecology была опубликована статья, посвящённая довольно специфической палеонтологической загадке: почему останки анкилозавровых ящеров обычно находят в такой позе, как если бы динозавр лежал кверху брюхом.

1динозавры.png

Анкилозавр, реконструкция. (Фото: Pixelchaos / Depositphotos)

Объяснений тому есть несколько, и чтобы выбрать одно из них, авторам работы понадобились мёртвые броненосцы, трехмерное моделирование и довольно непростые физические расчёты.

В результате наиболее правдоподобным оказалось следующее: уже мёртвых анкилозавров смывало в реку или в море, где в конце концов они уходили на дно кверху пузом.

Предприниматели от котиков

Как известно, одноклеточный паразит Toxoplasma gondii заставляет грызунов самих лезть кошке в пасть: размножаться половым путём токсоплазма может только в кошачьих. Но часто от кошки токсоплазма переходит к человеку. Для нас она сравнительно безопасна, и заражение токсоплазмой выглядит как легкая гриппообразная лихорадка; серьезные последствия могут быть только у людей со слабым иммунитетом и у беременных. Но если паразит влияет на психику грызуна, придавая ему ненужную храбрость, может, он влияет и на мозг человека?

2токсоплазма.jpg

(Фото: Sonyachny / Depositphotos)

На эту тему в последнее время появился целый ряд исследований, и, надо сказать, часто никакого влияния токсоплазмы на психику не видят. Но в одной работе, которая вышла в прошлом году в Proceedings of the Royal Society B, всё иначе: её авторы пришли к выводу, что люди с токсоплазмой больше интересуются бизнесом и чаще начинают собственное дело. Чем не сюжет для конспирологического биотриллера, в котором вся современная экономика предстаёт мировым заговором токсоплазм.

Младенцы смеются по-обезьяньи

Наверняка многие обращали внимание на то, что младенцы смеются не так, как взрослые. Исследователи из Амстердамского университета, Лейденского университета и Университетского колледжа Лондона внимательно прислушались к младенческому смеху и пришли к выводу, что он так странно звучит потому, что младенцы смеются на вдохе и выдохе.

3смех.jpg

(Фото: oksun70 / Depositphotos)

Точно так же – на вдохе и выдохе – смеются шимпанзе и другие обезьяны, поэтому можно сказать, что маленькие дети смеются по-обезьяньи.

Почувствуй себя Эйнштейном

Психологи из Университета Барселоны поставили довольно странный эксперимент: они предложили тридцати студентам временно переселиться в тело Эйнштейна. Тело, естественно, было не настоящим: человек залезал в специальный костюм с датчиками по всему телу и оказывался в виртуальной реальности, в которой видел себя Эйнштейном – уже довольно пожилым и известным на весь мир, таким, каким мы его знаем по поздним фотографиям.

4эйнштейн.jpg

Альберт Эйнштейн в 1947 году. (Фото: Orren Jack Turner / Wikipedia)

В статье в Frontiers in Psychology исследователи пишут, что после сеанса в теле Эйнштейна участники эксперимента начинали лучше относиться к старикам, но главное – что они лучше выполняли разные когнитивные тесты, то есть, проще говоря, слегка умнели (особенно явно эффект проявлялся у тех, у кого самооценка была пониже).

Очевидно, пребывание в чужом теле влияет как на когнитивные способности, так и на нравственные установки, главное – правильно выбрать тело для посещения. Тут можно даже в рамках, так сказать, цифровизации образования придумать специальный образовательный тренажер с виртуальными выдающимися физиками, математиками, биологами и пр.

А для иных учреждений можно поставить такие же тренажеры, в которых каждый может почувствовать себя каким-нибудь историческим персонажем, прославившимся неподкупностью и вообще выдающимися моральными качествами.

Сверчки полезны для здоровья

Исследователи из Висконсинского университета в Мадисоне несколько недель кормили добровольцев завтраками со сверчками: высушенных и истолчённых в порошок насекомых подмешивали в маффины и молочные коктейли.

с5верчки.jpg

(Фото: MichalLudwiczak /Depositphotos)

По личным ощущениям участников эксперимента, сверчковый порошок никаких побочных эффектов в пищеварении не вызывал; зато в крови у них снижался уровень одного из воспалительных белков, а в кишечнике становилось больше полезной бактерии Bifidobacterium animalis, улучшающей пищеварение.

Про еду из насекомых сейчас часто вспоминают в свете экологических проблем, которые сопутствуют обыкновенному животноводству. В насекомых есть все необходимые питательные вещества, притом выращивать их порой проще и не требует так много энергетических затрат, как разведение домашнего скота.

Козам нравятся счастливые люди

Если поставить перед козой фото счастливого человека и фото сердитого человека, коза предпочтёт подойти к счастливому лицу – такой эксперимент описывают авторы сентябрьской статьи в Royal Society Open Science.

6козы.jpg

(Фото: makspogonii / Depositphotos)

Известно, что козы умеют считывать человеческий язык тела, но что они могут различать выражения лица, даже если перед ними не настоящее живое лицо, а черно-белое фото, оказалось в некотором смысле сюрпризом.

Кстати, два года назад мы писали о том, что и лошади могут различать эмоции людей и даже впадают в стресс, когда рядом с ними появляется кто-то в плохом настроении.

Сонная брань

Самые частые слова, которые люди произносят во сне, это разные оскорбления. Авторы исследования, опубликованного в журнале Sleep, записали около девятисот сонных высказываний от добровольцев, которые согласились поспать в лаборатории «под запись».

7слова во сне.jpg
 (Фото: sergeypeterman / Depositphotos)

В большинстве случаев разговоры во сне представляли собой невнятное бормотание, шепот и смех, но в тех случаях, когда слова можно было разобрать, они чаще всего были оскорбительными и агрессивными; также очень часто спящие произносили «нет».

Когда словоупотребление во сне сравнили со словоупотреблением наяву, то оказалось, что «нет» спящие произносят в 4 раза чаще, а, например, известное англоязычное ругательство на букву «F» во сне звучит с частотой 2,5% – против 0,003% наяву.

Эти результаты согласуются с гипотезой о том, что во сне мозг обкатывает разные неприятные ситуации, которые могут с нами случиться. Любопытно, что если спящие говорили достаточно внятно, их речь была грамматически верной и в целом похожей на то, как люди говорят обычно в бодрствующем состоянии.