Голуби различают пространство и время

Длительность и протяженность голуби не только чувствуют подобно приматам, но и так же, как приматы, их путают.

За голубями тянется слава не слишком сообразительных созданий. Однако они на самом деле умнее, чем о них принято думать, и мы неоднократно об этом писали. В частности, у них довольно сложная социальная структура: в их стаях есть лидеры, но в воздухе и на земле они следуют за разными «командующими», и, кроме того, если лидер демонстрирует некомпетентность, его просто перестают слушаться.

Также недавно стало известно, что они способны отличать смысл от бессмыслицы (настоящие слова языка от бессмысленных последовательностей букв), и что они способны накапливать общие знания – когда голуби ищут удобную дорогу домой, они используют «наработки» более опытных товарищей.

Эксперименты исследователей из Университета Айовы добавляют голубям еще больше ума. Птицы проходили тест на восприятие пространства и времени, который обычно предлагают приматам. На экране монитора появлялись фигуры, из которых нужно было выбрать какую-то одну, при этом в одном случае фигуры отличались длиной (например, одна была 6 см, а другая – 24), а в другом случае они отличались временем, в течение которого они были на экране (например, две секунды против восьми). Если голубь правильно понимал, что нужно выбирать короткие фигуры или же долгоживущие, он получал угощение.

В статье в Current Biology говорится, что птицы успешно справлялись с обоими заданиями: они чувствовали и разницу в величине объекта, и разницу во времени пребывания.

Но главное было в другом: когда в эксперименте начали смешивать оба параметра, временной и пространственный, то и голуби стали приходить в замешательство. Теперь птицы смотрели на фигуры разной длины, которые оставались на экране разное время, при этом длины и временные промежутки были уже другими, не теми, к которым птицы успели привыкнуть в предыдущих опытах. И, как оказалось, время и пространство в мозге у голубей влияют друг на друга: время, которое фигуры были на экране, птицы воспринимали в зависимости от их длины – и наоборот, само время в птичьем восприятии зависело от размеров фигур.

Почему эти результаты кажутся очень важными – потому что до сих пор такие особенности восприятия наблюдали только у млекопитающих, в связи с чем даже возникла гипотеза, что в мозге у зверей есть особый отдел (функциональный или анатомический), который оценивает величину как таковую. Иными словами, один и тот же модуль оценивает, много или мало у нас времени, много или мало яблок мы съели или много или мало километров нам надо пройти – и потому величины разных свойств порой смешиваются.

Однако мозг млекопитающих довольно заметно отличается от мозга птиц, в первую очередь тем, что у птиц нет коры полушарий. Но вот и у голубей, как оказалось, количество времени и физический размер смешиваются в уме. Так что получается, ту же самую когнитивную операцию вполне может выполнить мозг с иным устройством.

На самом деле, в мозге птиц (а также рептилий, амфибий и рыб) есть своеобразный предшественник коры – так называемый плащ мозга, слоистая структура, покрывающая полушария. Но плащ считали именно что предшественником коры, то есть чем-то более примитивным и не способным поддерживать сложные «вычисления». Возможно, теперь представления о примитивности птичьего мозга нужно пересматривать – тем более что по некоторым параметрам он даже обгоняет мозг приматов.