Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Утята способны к абстрактному мышлению

Утята могут сравнивать группы объектов по абстрактным признакам сходства и различия.

Только что вылупившиеся из яйца утята воспринимают первый движущийся объект рядом с собой как свою мать, и будут следовать за ним, даже если это не утка, а, например, человек. Феномен называется импринтингом, или запечатлением, и считается особой формой обучения.

Запечатляться могут родители, братья и сёстры, пища, враги и т. д.; обучение происходит быстро, необратимо и не требует никаких подкреплений, вроде награды в виде еды и прочего. В дальнейшем детёныш ведёт себя, сообразуясь с тем, что у него запечатлилось; самый знаменитый пример импринтинга – реакция следования, которую мы только что описали на примере утят.

Изучать импринтинг начали со знаменитого зоолога и этолога Конрада Лоренца, который впервые и открыл его в экспериментах с дикими гусями; в дальнейшем оказалось, что учиться запечатлением могут и другие животные, причём не обязательно в первые дни после рождения – разные фазы импринтинга могут растягиваться на годы.

Вернёмся, однако, к нашим утятам. Исследователи из Оксфорда поставили с ними следующий эксперимент: новорождённым птенцам показывали пару геометрических объектов, связанных друг с другом и двигавшихся по кругу. Это могли быть цилиндр и пирамида, или шар и куб, или куб и цилиндр, и т. д., окрашенные в определённый цвет – синий, красный, жёлтый. Утята объекты запечатлевали у себя в уме и начинали за ними бегать. Но потом им показывали уже другие геометрические композиции, которые формой и цветом отличались от тех, что утята видели раньше, хотя пары в целом были чем-то похожи. Например, утёнку с запечатлённой парой сфер демонстрировали пару пирамид или же пару из пирамиды и цилиндра. Ни пирамида, ни цилиндр не похожи на сферу, но пара сфер похожа на пару пирамид тем, что оба объекта в них одинаковой формы.

Иными словами, цель была в том, чтобы выяснить, могут ли птенцы оперировать такими признаками сходства и различия, могут ли они их обобщать. Как оказалось, могут: в статье в Science авторы пишут, что большинство утят, которым показывали две сферы, следовали потом за двумя пирамидами, но не за двумя разнородными предметами.

Если же запечатлеванию подвергались именно разнородные предметы, то есть если птенцы сначала видели, например, цилиндр и шар, то потом они следовали не за пирамидой и пирамидой, а за пирамидой и кубом – потому что новая пара несходных предметов была больше похожа на первую пару из цилиндра и шара. (Напомним, что предметы из новых пар им до этого не показывали.) То же самое происходило и тогда когда, меняли цвет предметов. Видео с экспериментом можно посмотреть здесь.

Другие животные, способные анализировать абстрактные признаки сходства и различия – человекообразные обезьяны, вороны и попугаи. Но у них такую способность до сих обнаруживали только при специальном обучении, вознаграждая «учеников» за правильные ответы; утята же оценивают сходства и различия спонтанно, благодаря процедуре импринтинга.

Скорее всего, насущная биологическая необходимость заставила их в ходе эволюции освоить стремительное абстрактное мышление: вспомним, что импринтинг нужен птенцам, чтобы запомнить, как выглядит мать. И если бы они просто делали что-то вроде мгновенного фотоснимка и потом сравнивали её с ним, они бы быстро потерялись – ведь настоящая утка-мать ходит, плавает, машет крыльями, поворачивается то одним боком, то другим, и всякий раз выглядит в определённом смысле иначе. Так что, глядя на неё, утятам приходится держать в голове какие-то признаки, которые позволяли бы узнать мать в любой ситуации.

Автор: Кирилл Стасевич

Источник: nkj.ru

Статьи по теме