Для мужчин вредная еда опаснее, чем для женщин

Гормон эстроген защищает женский мозг от воспаления, связанного с неправильным питанием, и тем самым предотвращает болезни обмена веществ и сердечно-сосудистой системы.

Мужчинам злоупотребление фастфудом может грозить большими неприятностями, чем женщинам – к такому выводу пришли исследователи из Юго-западного медицинского центра Университета Техаса (США) вместе с коллегами из Мюнхенского технического университета (Германия). Эксперименты ставили на мышах, однако есть все основания полагать, что точно также обстоят дела и у людей, поскольку тут задействованы базовые иммунологические и гормональные механизмы.

Хотя мужчины обычно не слишком беспокоятся о своей фигуре, избыточный вес может обойтись им в плане здоровья дороже, чем женщинам. (Фото Noel Hendrickson/Blend Images/Corbis.)
Расположение гипоталамуса (hypothalamus) в мозге человека. (Фото Borys Kozielski / Flickr.com.)

Один из главных центров управления обменом веществ в мозге – гипоталамус, причём он не только управляет метаболизмом, но и влияет на чувство голода, аппетит и вообще пищевое поведение. Гипоталамус часто становится «героем» научных работ, посвящённых ожирению, диабету и прочим расстройствам, связанных с неправильным питанием. Очевидно, что неполадки в нём отражаются на усваивании организмом питательных веществ, на энергетических расходах, на количестве съедаемой пищи. Причиной же неполадок в гипоталамусе может быть воспаление.

Известно, что воспаление в мозге часто сопровождается ожирением и проблемами с сердцем. Но обнаружили эти после опытов на самцах мышей, так что Дебора Клегг (Deborah Clegg) вместе с коллегами решила провести похожий эксперимент с самками. Мышей держали на пище, содержащей 42% жиров и обогащённой быстроусваиваемыми углеводами – целью исследователей было закормить животных аналогом человеческого вредного фастфуда. Параллельно другую группу мышей кормили обычным кормом, чтобы было с чем сравнивать. Спустя 16 недель, как и ожидалось, в гипоталамусе у самцов нашли явные признаки воспалительной реакции, кроме того, у них начинались проблемы с сердцем и с глюкозным метаболизмом. Но в то же время в мозге самок никакого воспаления не было. Коротко о результатах исследований пишет портал ABC Science.

В своей статье в Cell Reports авторы работы пишут, что для самок защитой от воспаления служил женский половой гормон эстроген, точнее, наличие особого класса рецепторов к нему. Косвенным образом это подтверждается медицинскими наблюдениями, согласно которым до менопаузы женщины более устойчивы к таким спутникам ожирения, как диабет и сердечно-сосудистые болезни, однако после наступления менопаузы (соответственно, после снижения уровня эстрогена) уровень таких заболеваний среди женщин заметно поднимается.

Другой любопытный вывод, сделанный исследователями, касается отличий в биохимическом составе мозга самцов и самок. Оказалось, что липиды в мозге самцов содержали намного больше пальмитиновой кислоты, и почти не содержали линолевой кислоты. В свою очередь, у самок было больше линолевой кислоты и меньше пальмитиновой. Именно пальмитиновая кислота в избытке содержится в обычных пищевых жирах, с другой стороны, известно, что она провоцирует воспаление в гипоталамусе. Можно сказать, у самцов мышей съеденная ими вредная пища в прямом смысле оседала в мозге и вызывала воспаление, тем самым нарушая обмен веществ. Самки, напротив, благодаря эстрогену и рецепторам к нему были защищены от притока пальмитиновой кислоты. Стоит подчеркнуть, что здесь речь идёт не столько об ожирении, сколько о других последствиях неправильного питания; хотя, возможно, эстроген может защитить от появления избыточного веса так же, как он защищает от диабета.

Если полученные данные подтвердятся в клинических экспериментах, то проблемы с сердцем и обменов веществ у мужчин можно будет лечить с помощью женского гормона. Здесь можно вспомнить другую недавнюю работу, опубликованную в прошлом году сотрудниками Университета Буффало (США): они выяснили, что эстроген защищает от стресса нейронные рецепторы, необходимые для выполнения высших нервных функций. То есть женщины получают от эстрогена двойную – как минимум – выгоду: он их защищает и от стресса, и от неправильной еды.

Впрочем, вряд ли в воспалении гипоталамуса виновата только пальмитиновая кислота. Есть данные о том, что так же действуют легкоусваиваемые сахара, которые тоже в изобилии можно найти в разнообразном фастфуде. Что, разумеется, только добавляет аргументов в пользу здорового питания.