Мох-долгожитель ставит рекорды выживаемости

Ученые «оживили»  мох, который провел полторы тысячи лет в леднике.

Совсем недавно мы сообщали о том, что после 30 лет в вечной мерзлоте к жизни вернулся вирус. Но это все-таки относительно простая структура, а чем система проще, тем она стабильнее. Но и многоклеточные организмы заставляют биологов призадуматься. Усилиями сотрудников Британской антарктической службы удалось оживить антарктический мох Chorisodontium aciphyllum с острова Сигни в проливе Дрейка.

Образец мха, добытый в результате бурения ледника, возраст которого определяется в пределах 1697-1533 лет, выглядел подозрительно свежим – настолько, что исследователи решили проверить его жизнеспособность. Проведя некоторое время в инкубаторе, мох дал свежие ростки. Собственно, чтобы спустя несколько недель после извлечения из-под ледника начать новую жизнь, никаких особых условий, кроме стерильности, тепла и света, ровеснику Римской империи и цивилизации майя не потребовалось. Результаты исследования опубликованы в журнале «Current Biology». Историческая родина мха-долгожителя за то время, что он провел в спячке, мало изменилась – этот небольшой антарктический островок интересует лишь птиц и ученых, и мох, который растет на поверхности земли, идентичен тому, что очнулся после полутора тысяч лет во льдах.

«Этот эксперимент показал, что многоклеточные организмы могут выживать в экстремальных условиях намного дольше, чем мы думали. Возможно, именно благодаря этой особенности флора быстро восстанавливалась после очередного отхода ледника», – прокомментировал результаты исследования Питер Конвей из Британской антарктической службы (Кембридж). Ученые не хотят останавливаться на достигнутом и готовы исследовать выживаемость и более древних мхов.

Этот рекорд выживаемости многоклеточных организмов побил прошлогодний, когда канадские ученые оживили мох, который провел 400 лет под ледником. Еще годом ранее сообщалось о том, что удалось прорастить семена смолевки, пролежавшие в вечной мерзлоте 32 тысячи лет. Однако эксперимент вызвал немало вопросов. Мхи же, в отличие от смолевки, не потребовали никаких особенных условий и ухищрений.

Мхи – важный компонент полярных экосистем. Эти неприхотливые растения растут порой в весьма экстремальных условиях и служат индикаторами состояния окружающей среды. Населяющие оба полушария мхи освоили все климатические зоны и, возможно, именно благодаря такой пластичности пережили всевозможные климатические колебания, тогда как многие другие виды или были вынуждены мигрировать, или попросту не выживали в меняющихся условиях.

Что именно обеспечивает мхам выдающуюся способность возвращаться к жизни, ученым еще предстоит узнать. Но уже понятно, что это еще один прекрасный пример того, как природа обеспечивает различные виды разными механизмами адаптации к неблагоприятным условиям среды. Белые медведи, северные олени и ездовые собаки  выживают в Арктике благодаря особенностям метаболизма и структуре меха. Люди, живущие в высоких широтах, приобретают свои механизмы защиты от холода. Правда, в условиях глобального потепления, возможно, скоро преимущества получат виды, лучше других приспособившиеся к засухе