Будет ли мама у мамонтенка?

О том, какие препятствия нужно преодолеть современной биологии для того, чтобы клонирование мамонта стало возможным, рассказывает главный специалист по мамонтам в нашей стране кандидат биологических наук Алексей Николаевич Тихонов.

Когда в 1981 году на экраны вышел трогательный мультфильм «Мама для мамонтенка», никому не приходило в голову, что спустя всего 20 лет ученые на полном серьезе будут обсуждать возможность оплодотворения слонихи клеткой, ядро которой принадлежит настоящему мамонту из вечной мерзлоты. И тем не менее, подобным разговорам как раз около 10 лет.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Откапывание черепа мамонта из ледяного обрыва.
Сортировка и закладка образцов в переносной холодильник (слева Алексей Николаевич Тихонов).
Доктор Хванг Ву-Сук рядом со входом в ледяной тоннель.

Появившиеся накануне сообщения о том, что в вечной мерзлоте найдены «живые клетки мамонта» стали поводом обратиться за разъяснениями к  главному специалисту по мамонтам в России, директору Зоологического музея Зоологического института РАН в Санкт-Петербурге, кандидату биологических наук Алексею Николаевичу Тихонову, который только что вернулся из экспедиции организованной Северо-Восточным Федеральным университетом  в Якутию.  

-Алексей Николаевич, так что же все-таки нашли?

-Мы видели ядро клетки в замороженном материале костного мозга.  Но в этом никакой сенсации нет, такие находки были и 10 лет назад. В хорошо сохранившемся замороженном материале видны ядра клеток, даже контуры клеток, но при оттаивании все исчезает – клетки растекаются. Хотя теоретически там мог бы быть идеальный материал. Ткани взяты из ледяных тоннелей до 100 метров длиной, которые вырубают охотники за бивнями. Вообще мерзлота сама по себе теплая  -  1-2 градуса Цельсия ниже нуля у поверхности земли, а вот на глубине 2-3 метров уже действительно холодно.  И вот там мы обнаружили очень много прекрасно сохранившихся останков.  Все это находится вблизи самой северной из известных  палеолитических  стоянок древнего человека - Янской стоянки в местности Муус Хайа.

-Каков возраст находок?

-Точно мы еще не определяли, в поле это сделать непросто, но что-то  около 25 тысяч лет.

-Кто был организатором экспедиции, ведь работала большая интернациональная команда?

-Да, народу было много. Изначально экспедицию организовывал Северо-Восточный Федеральный Университет, при котором есть Институт прикладной экологии Севера, а в нем в свое время был организован Музей мамонта, который я курирую как научный руководитель. В процессе подготовки якутские палеонтологи скооперировались с корейцами, которых  интересует только возможность клонирования.

-У корейцев была какая-то темная история с клонированием эмбрионов человека несколько лет назад…

-Так вот это именно «те» корейцы и есть. Доктор Хванг Ву-Сук после череды скандалов всячески старается реабилитировать свое имя в научных кругах и добился определенных успехов, которые вынуждены признать даже его яростные противники. В частности, успешно клонирует собак, а в прошлом году - койота. Поэтому, когда он предложил оснастить современную генетическую лабораторию в Якутске в обмен на доступ к потенциально пригодному для клонирования материалу мамонта,  коллеги из СВФУ приняли предложение. А за доктором Хвангом  приехала еще съемочная группа CB-films, которая производит  документальные программы для BBC, Discovery, National Geographic и других популярных телеканалов. Фильм  о клонировании мамонта им заказал National Geographic.  Говорят, что в следующем году он уже выйдет.

-А та клетка, ядро которой вы видели, точно принадлежит мамонту?  

-Я им задал этот вопрос, так как теоретически это может быть кто угодно – одноклеточный организм, мамонт, собака или носорог. Так что пока можно с уверенностью сказать, что  в мерзлоте обнаружено целое клеточное ядро неизвестного происхождения. Все, кто работает  с древней  ДНК знают, что одна из самых больших проблем - это загрязнение образцов ДНК других организмов – вирусов, одноклеточных паразитов и так далее.  Сейчас считается, что для выделения ДНК ископаемых животных лучше всего подходит шерсть, но опять же, только что извлеченная из вечной мерзлоты, и пока не начал разрушаться кутикулярный слой, так как тут же на волос начнется нашествие современных микроорганизмов.

-А какие результаты экспедиции помимо обнаружения клеточного ядра?

-Во-первых, мы посетили уникальное место, в которое я давно мечтал попасть  рядом с поселком Сайды – там где работала  экспедиция Александра Бунге, который также активно собирал кости мамонтов и в нашей коллекции немало экземпляров, привезенных им из Якутии.  Это место, к сожалению, пользуется большой популярностью у  искателей бивней, но  зато кости там потрясающей сохранности. И еще там не так много мамонтов и лошадей, сколько бизонов и носорогов, а присутствие останков благородного оленя говори о том, что  около 30 тысяч лет назад там была местность, похожая на наши степи с галерейными  лесами вдоль рек.  И в тех же ледяных тоннелях мы собрали много нового материала, но никаких сенсаций не случилось.

-Сколько всего известно экземпляров, если так можно сказать, мамонтов в мире?

-Мы как-то считали, получилось около 50. Но, конечно, это не только целые скелеты или мумифицированные тела, вроде мамонтенка Димы,  чаще это фрагменты скелета или тела с мягкими тканями и шкурой – нога, или часть хобота. В нашей коллекции числится 14 находок и она является крупнейшей в мире.  Главное украшение коллекции, конечно, Березовский мамонт – почти полная туша, найденная в 1900 году.  

-А что дальше? Будут ли пытаться те же корейцы или кто-то  еще все-таки довести идею с клонированием до  логического конца?

-Еще лет пять назад я бы сказал, что идея с клонированием - это полная чушь.  А недавно у нас вышла совместная с американцами статья, где расшифровано 75%  генома мамонта. Технологии развиваются настолько стремительно, что я уже не столь скептически настроен.  Сейчас нужен способ сохранить замороженное клеточное ядро в целости и после оттаивания. Нужно решить проблему с межродовым скрещиванием, ведь выносить мамонтенка должна самка африканского или азиатского слона, а это с мамонтами разные рода.  А опыты по межродовому клонированию не удаются и с современными животными,  а если мы говорим о мамонтах, то это может быть крайне трудоемкой задачей. Поэтому говорить о том, что клонирование мамонта возможно, мы станем после того как будут решены эти проблемы.

Почему из всех вымерших животных нам так хочется увидеть именно мамонта?   Наверное, потому, что он большой и мохнатый, потому  что  его клонирование стало уже чем-то вроде бозона Хиггса в биологии,  обнаружение которого доказывает правоту Алексея Николаевича в том, что как только появятся технологии, позволяющие сохранить клеточное ядро после размораживания, осуществить межродовое скрещивание и произвести искусственное оплодотворение слонихи, найти подходящий материал станет наименьшей из проблем.

На фото: 1. Откапывание черепа мамонта из ледяного обрыва. 2. Сортировка и закладка образцов в переносной холодильник (слева Алексей Николаевич Тихонов). 3. Доктор Хванг Ву-Сук рядом со входом в ледяной тоннель.

Фотографии предоставлены Алексеем Николаевичем Тихоновым.

Автор: Юлия Смирнова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее