Работа на «Марсе» завершена

Первая российская команда вернулась из экспедиции на Пустынную исследовательскую станцию (Mars Desert Research Station – MDRS) в штате Юта.

Пустынная станция – проект американской общественной организации Mars Society (Марсианское общество). Конечно, жизнь на Марсе имитируется на MDRS с определенной степенью условности: например, имитационные скафандры и сам «марсианский» дом негерметичны.  Отсутствует замкнутая система жизнеобеспечения (хотя отдельные её элементы могут отрабатываться командами во время экспедиций), вода для экипажей доставляется из ближайшего населенного пункта,  электроснабжение базы осуществляется дизельным генератором, на квадроциклах стоят обычные бензиновые двигатели.
Но, напомню, проект Mars Desert Research Station – не государственный, база построена на средства Марсианского общества, которое, в свою очередь, существует за счет пожертвований. «Дом в пустыне» создавали энтузиасты космического будущего, чьи средства весьма ограничены – у них нет миллиардных бюджетов государственных космических агентств.

Что касается нашей команды –  почетно быть первыми, однако это вызывает и значительные трудности. Планировалось, что экипаж будет состоять из шести специалистов – командира, помощника командира, инженера, биолога/врача, геолога и журналиста. Однако на этапе получения виз возникли проблемы.  Документы почти всех участников команды были отправлены для дополнительной проверки в Государственный департамент США.
Журналист команды (автор этой новости) прибыл на MDRS только 24 апреля – через четыре дня после начала работы Team Russia, а врач получил визу лишь 6 мая, уже после завершения экспедиции. Несмотря на отсутствие врача, нам удалось провести биологические исследования, правда, по сокращенной программе.
Кроме того, российской командой на MDRS были проведены:

- испытания прототипа шагающего робота – «Селенохода»;
- пуски небольших ракет;
- исследования поведения экипажа в замкнутом объеме;
- геологические исследования, включающие эксперимент по выпариванию воды из грунта («Вода на Марсе»);
- астрономические наблюдения.

В оранжерее был собран урожай свежей зелени и выращена садовая земляника.

К сожалению, макет «Селенохода» был поврежден непосредственно перед отправкой в Юту. После демонстрации на ВВЦ в рамках фестиваля «Пора в космос» ему потребовался ремонт – сломалась шестерня. Изготовить новую до отлета команды не удалось, а замена, напечатанная на 3D-принтере, прослужила недолго. Илья Чех, наш инженер, проявил чудеса изобретательности и создал столь необходимый «Селеноходу» элемент прямо на «марсианской базе».

Возникли проблемы и с бортовой электроникой макета. Тем не менее «Селеноход» прошел по «марсианской поверхности» около 10 метров. Несмотря на ветер, который опрокидывал макет, из всех, даже самых страшных на вид положений, он выбирался самостоятельно – двигая лыжами-лапами.

В рамках ракетных экспериментов была проведена съемка местности рядом с MDRS бортовой мини-камерой, а также продемонстрированы возможности марсианской ракетной почты.

В течение экспедиции мы измеряли следующие параметры для каждого члена экипажа:
- количество часов сна;
- потребление и траты калорий (приблизительно);
- объем питьевой воды;
- объем воды для гигиены и технических нужд;
- температуру тела.

Каждый день проводились замеры уровня шума в помещении.
В ходе эксперимента «Вода на Марсе» нам удалось выпарить 6 г воды из 3,5 кг грунта за 4 часа.
Члены экипажа попробовали эту воду.

Следует отметить, что финансирование экспедиции осуществлялось за счет личных средств участников команды – в России не нашлось спонсоров, готовых поддержать экспедицию.

Так как команда из России участвовала в работе на MDRS впервые, то большая часть наших усилий была сосредоточена на организации миссии и преодолении различных бюрократических барьеров.  Возможно, научной программе не удалось уделить достаточно времени и сил. Однако мы надеемся, что наша работа на станции поможет возродить интерес к космическим исследованиям и изучению Марса в России.

Фото автора.