Путь к Марсу лежит через пустыню

Весной 2013 года россияне высадятся на Марсе. Фантастика? Да, но лишь отчасти.

Американская общественная организация Mars Society (Марсианское общество) активно готовится к будущему освоению Марса. Один из проектов общества – пустынная исследовательская станция (MDRS - Mars Desert Research Station). База расположена в штате Юта, в гористой пустыне, напоминающей безжизненные марсианские ландшафты. Местность как нельзя лучше подходит для имитации поверхности красной планеты. На станции обкатывается техника для работы на Марсе, проводятся разнообразные научные эксперименты, а также изучаются отношения в «марсианских» экипажах, запертых в ограниченном объеме.

Смены на MDRS обычно длятся две недели, гостями базы становятся исследователи со всего мира. С 2002 года на станции Mars Desert Research Station побывало более 100 экипажей. В этом году настал черед России: первая российская команда Team Russia отправится на «Марс» в конце апреля.

Основанное в 1998 году Робертом Зубриным, Марсианское общество смогло привлечь поддержку известных лиц, например, астронавта Базза Олдрина, режиссера Джеймса Кэмерона и писателя фантаста Кима Стенли Робинсона, написавшего знаменитую «марсианскую» трилогию – Red Mars, Green Mars, Blue Mars («Красный Марс», «Зеленый Марс», «Синий Марс»).

В обществе состоят более 4000 участников из 50 стран мира. Каждый из участников Mars Society платит взносы – порядка 50$ в год. Знаменитые члены организации также не остаются в стороне от сбора средств на проекты Марсианского общества: например, на устроенном в 2001 году Джеймсом Кэмероном благотворительном обеде удалось собрать более ста тысяч долларов пожертвований. «Космический частник», основатель компании SpaceX, миллиардер Элон Маск оплатил создание обсерватории на одной из исследовательских станций. Есть и другие спонсоры, перечисляющие Марсианскому обществу немалые средства.

Увы, в России меценатов подобного уровня нет, да и простые граждане не готовы жертвовать свои средства на частные космические проекты. В 2001 году отделение Mars Society появилось в нашей стране, однако быстро закрылось из-за отсутствия к нему интереса со стороны общественности. Между тем, в 2012 году отделение Марсианского общества было открыто в Индии – стране, собирающейся уже в конце 2013 года отправить свой первый межпланетный аппарат к Марсу. В США общество действует весьма активно: открыты уже две «марсианских станции».

В 2000 году построена станция на канадском острове Девон – Flashline Mars Arctic Research Station (Марсианская арктическая исследовательская станция Флэш-лайн, FMARS). Именно на этом острове специалисты NASA проводят испытания марсианской и лунной техники. С 2001 года на этой станции начали работать экипажи: люди жили и трудились в условиях, максимально приближенных к марсианским. В 2002 году открылась вторая исследовательская станция – MDRS в Юте. Планировались также третья и четвертая станции, в Исландии и Австралии, но из-за финансовых трудностей они пока не построены.

Из-за арктической погоды на станции FMARS работать можно только в летний сезон, а станция MDRS, напротив, эксплуатируется зимой и весной.

Важнейшая составляющая жизни на «марсианской базе» – внекорабельная деятельность. На станции даже есть специальные скафандры. Задачи построения замкнутой системы жизнеобеспечения на MDRS пока не ставится, но порой отрабатываются некоторые ее элементы.

Фото: MDRS.Photos' photostream