Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 2 3 4
МАРКС БЕЗ ОРЕОЛА
Цитата
eLectric пишет:
Цитата
Альберт Тарасов пишет:
Эти "факты действительности" никак не опровергают Маркса.
Предсказания Маркса просто не сбылись. Поэтому его идеи интересны только историкам политической философии.

Какие конкретно "предсказания Маркса" не сбылись? Напротив, всё идёт по Марксу. Его теория прекрасно описывает существующую капиталистическую общественно-экономическую формацию. Никакого противоречия в теории Маркса не обнаружено. Маркс мог ошибаться в сроках (поспешить в оценке уровня развития производительных сил, которые казались ему уже достаточными для смены капитализма другим строем), но всё это не может опровергнуть его теорию.
Хотите возражать по существу, а не голословно - укажите, в каком пункте и что у меня не верно. Я специально пронумеровал.

Приведу ещё раз цитаты автора.

не отвечает действительности утверждение, будто единственная альтернатива, которая остается у наемного работника, - это лишь выбрать себе того, а не другого господина

Автор, ты дурак? Если наёмный работник выбрал не быть наёмным работником, то он уже НЕ наёмный работник! А если ты наёмный работник, то по Марксу у тебя нет другой альтернативы. как только «выбрать себе того, а не другого господина».

Реальных альтернатив гораздо больше. У крестьянина (а именно деревня всегда была и остается основным резервом свободных наемных работников), как правило, есть выбор: продолжать заниматься земледелием, получая более скромный доход, чем заработная плата рабочего, или податься в город в наем. И то, что все большая часть крестьянства выбирает второй вариант, говорит о преимуществах "наемного рабства".

Преимуществах наёмного рабства перед чем?! - перед свободным трудом при  коммунизме что ли? или перед трудом крестьянина? ты уж определись!
Судя по всему, у автора, Ю. ШИШКОВА, просто проблемы с логикой. Как он стал доктором экономических наук - загадка.
Исчезновение крестьянства, как и мелкой буржуазии - это естественное явление при развитии капитализма: происходит концентрация капитала, мелкие хозяйственники, предприниматели уступают место крупному капиталу. Статистика говорит об уменьшении доли мелкого бизнеса в ВВП. В США, например, за последние 16 лет - на 4,5%. Все эти поддержки мелкого и крупного предпринимательства со стороны государства - как раз подтверждают прогнозы Маркса.
История не кончилась, всё ещё впереди. Рано говорить, что прогнозы Маркса не подтвердились.
МАРКС БЕЗ ОРЕОЛА
7) И, наконец, не отвечает действительности утверждение, будто единственная альтернатива, которая остается у наемного работника, - это лишь выбрать себе того, а не другого господина (т. 6, стр. 433). Реальных альтернатив гораздо больше. У крестьянина (а именно деревня всегда была и остается основным резервом свободных наемных работников), как правило, есть выбор: продолжать заниматься земледелием, получая более скромный доход, чем заработная плата рабочего, или податься в город в наем. И то, что все большая часть крестьянства выбирает второй вариант, говорит о преимуществах "наемного рабства". Да и сам свободный работник, накопив денег или получив кредит, может открыть собственное дело, что и происходит на практике сплошь и рядом. Но Маркс не замечает таких неудобных для него фактов действительности.

Эти "факты действительности" никак не опровергают Маркса. При капитализме у человека всего две альтернативы: быть буржуем или пролетарием (крестьянин - это мелкий буржуй) - или эксплуатируй, или эксплуатируйся.

Дальше нет сил разбирать. Автор пишет о якобы "неувязках" и "нестыковках" марксовой теории трудовой стоимости, при этом ни одну нестыковку и неувязку не называет, а выдаёт за них своё непонимание этой теории. Кроме того, наш автор, как и все остальные  критики теории трудовой стоимости (стоимость товаров создаётся только трудом и ничем другим) и теории прибавочной стоимости, объясняющей механизм получения прибыли капиталистом, взамен никакого ответа, объясняющего источники прибыли капиталиста, не дают. У них прибыль берётся прямо из воздуха.
МАРКС БЕЗ ОРЕОЛА
Цитата
Петр Тайгер пишет:
Цитата
Альберт Тарасов  пишет:
...  "средний класс" исчезает, число бедных в мире растёт в несколько раз быстрее, чем число богатых.
В целом по  миру, может быть и да, - но, к примеру, в отдельно взятой стране, - в той же, скажем, Швеции, - говорится нынче, что нет.

Отдельные флуктуации нас не интересуют. Нас интересуют не частные случаи, объясняемые теми или иными особенностями, а общие закономерности. Есть исследования, показывающие, что благополучие благополучных стран строится на эксплуатации неблагополучных. Кроме эксплуатации своего пролетариата есть эксплуатация пролетариата чужих стран. Это очень выгодно местным капиталистам - поддерживать внутри страны свой пролетариат, грабя чужой.

Посмотрите ролик в YouTube: 16 стран на смену Китаю. Олег Комолов
Книги: Александр Тюрин. Капитализм - История большого грабежа.
Эрик С. Райнерт Как богатые страны стали богатыми и почему бедные страны остаются бедными.
МАРКС БЕЗ ОРЕОЛА
6) Однако с этой точки зрения любой товарообмен является принудительным, ибо в условиях развитого разделения труда владелец всякого конкретного товара вынужден продавать его, чтобы получить в обмен другие необходимые ему для жизни и работы товары.

Это автор пишет, "опровергая" принудительность наёмного труда. Якобы происходит равный, эквивалентный обмен между двумя равноправными субъектами на рынке: один даёт второму заработную плату, покупая его рабочую силу, а другой первому - эту самую рабочую силу на прокат за заработную плату, все довольны, все смеются. Автор приравнивает этот товарообмен к любому другому. Мягко говоря, он манипулирует.
В том-то и дело, что обмен не равный, субъекты (эксплуататор и эксплуатируемый) абсолютно не равноправны. Нельзя капиталиста уравнивать с наёмным рабочим. Первый покупает у второго рабочую силу, потребительная стоимость которой заключается в способности приносить капиталисту прибавочную стоимость - прибыль. То есть первый эксплуатирует второго, а второй первого - нет. Нельзя добровольность и даже взаимовыгодность путать с равноценным обменом! Если вас в тёмном переулке встретят с ножом и вопросом "жизнь или кошелёк?", то нельзя этот обмен жизни на кошелёк назвать равноценным, продажа своей рабочей силы под угрозой погибнуть от голода - тот же шантаж и разбой, но - цивилизованный, юридически оформленный, узаконенный.
Рабочая сила - это особый товар на рынке, уникальный - обладающий способностью создавать прибавочную стоимость. Нельзя обмен на рынке табуретки на сюртук (через посредничество денег) приравнивать к обмену рабочей силы на другой товар.
МАРКС БЕЗ ОРЕОЛА
5) Здесь реальность полностью искажена. Во-первых, в отличие от феодализма в капиталистическом обществе никакой класс не обладает исключительным правом владения основными средствами производства. Землю, машины, транспорт и другие средства производства может купить любой, если у него есть деньги. Правда, они есть далеко не у каждого. Но это уж зависит от предприимчивости и смекалки, а не от того, главным образом, родился ли ты в замке феодала или в хижине крестьянина.

Автор приписал Марксу свою чушь, а потом её опровергает. Маркс нигде не говорит, что от рождения человеку предназначается быть капиталистом или пролетарием и невозможно перейти из одного класса в другой. Капитализм дал человеку бОльшую свободу по сравнению с феодализмом, как и феодализм дал человеку больше свободы, чем было при рабовладении. Но при капитализме свобода ещё не полная. Дальнейшее освобождение человека требует освобождения труда - исчезновение наёмного руда, превращение его в труд свободный.
При капитализме любой человек или обладает средствами производства и нанимает рабочую силу или нет. И третьего не дано. Я опускаю случаи чистого паразитизма рантье,  высокооплачиваемых прислужников буржуазии и пр.
Или ты эксплуататор, или ты эксплуатируемый. Автор выдаёт за свободу выбор среди этих двух альтернатив. Почему-то ему в голову не приходит, что могут быть и другие варианты. Если я не хочу быть эксплуатируемым, это совсем не означает, что я хочу быть эксплуататором. Тоже мне свобода и равенство при капитализме!
МАРКС БЕЗ ОРЕОЛА
4) В первой половине XIX века его [капитализм ] характеризовала глубокая поляризация общества: небольшая часть очень богатых купалась в роскоши, тогда как подавляющее большинство кое-как перебивалось в нужде и заботах о хлебе насущном.

Ага. А сейчас поляризации нет. 82% мирового богатства в руках 1% людей. И т. д. Даже буржуазные исследования говорят, что поляризация в настоящее время достигла такого масштаба, которого не было никогда в истории, "средний класс" исчезает, число бедных в мире растёт в несколько раз быстрее, чем число богатых.
МАРКС БЕЗ ОРЕОЛА
3) До конца своих дней он верил в то, что открытый им закон социальных революций пригоден не только для докапиталистических обществ, но и для капитализма, не осознавая, что сфера его действия ограничивалась более примитивными социально-экономическими системами.

Утверждение автора о том, что закон  социальных революций не пригоден для капитализма - это голословное утверждение, ничем не доказанное. Наблюдение того, что в настоящее время такие революционные изменения не происходят, в лучшем случае, может служить поводом для выдвижения такой гипотезы (требующей в свою очередь доказательства), но никак не доказательством. Капитализм, действительно, отличается от всех предшествующих общественно-экономических формаций, но не тем, о чём думает автор. Его отличие в том, что он есть последняя эксплуататорская формация.
Кроме того, социальные революции, сменяющие капитализм, происходили в истории. Великая Октябрьская социалистическая революция, например. То, что  в СССР и некоторых других странах осуществилась контрреволюция, произошёл возврат к капитализму, - ничего не доказывает. Капитализму, например, понадобилось 400 лет, чтобы победить, пройдя череду революций и контрреволюций. Первый самолёт тоже не летал, но это не доказывает, что в принципе самолёты летать не могут. Если что-то не получилось, то надо искать причины этого, а не с бухты-барахты кидаться заявлять, что "история доказала..."
МАРКС БЕЗ ОРЕОЛА
2) "Беспрестанные перевороты в производстве, непрерывное потрясение общественных отношений, вечная неуверенность и движение отличают буржуазную эпоху от всех других. Все застывшие, покрывшиеся ржавчиной отношения разрушаются, все возникающие вновь оказываются устарелыми, прежде чем успевают окостенеть" (т. 4, стр. 427).

Но как же в таком случае капиталистические экономические отношения могут оказаться оковами для развития производительных сил?


Автор Маркса читал? Судя по вопросу - нет. При капитализме изменяются производительные силы, изменяются, "потрясаются" лишь те отношения в обществе, которые мешают осуществлению главной цели буржуазного производства, - получению максимальной прибыли (исчезают старые традиции, претерпевают изменения моральные нормы в обществе, возникают новые культурные явления). То есть происходят изменения "по мелочи", в рамках капитализма. Но сама схема производственных отношений остаётся той же (отношение к средствам производства, классовый характер общества, механизм получения прибыли, эксплуатации). Пока капитализм работает на прогресс общества, он будет жить. Но когда уровень развития производительных сил достигнет такого высокого уровня, что в принципе можно будет удовлетворить основные потребности всех людей (в еде, жилье, ...), то исчезнет основа для получения прибыли - то есть для достижения главной цели капиталиста. Цель получения прибыли перестанет (уже перестаёт - примеров много) коррелировать с действительной целью общественного производства - удовлетворением потребностей людей. Для капиталиста важен "спрос", а не удовлетворение потребностей людей. Пока есть возможность расширения рынков сбыта, сырья, дешёвой рабочей силы, пока остаются конкуренты, которых можно разорить, капитализм не исчерпывает своих возможностей, но в природе нет никаких естественных процессов бесконечного роста (всегда наступает насыщение) и поэтому капитал, который есть, как известно, самовозрастающая стоимость, обречён на гибель, то есть капитализм обречён погибнуть.
Почему-то коммунистические отношения (то есть бестоварные) в рамках семьи, например, или между хорошими друзьями, соседями не удивляют этих критиков коммунизма, а в отношении всего общества они не в состоянии это помыслить.
МАРКС БЕЗ ОРЕОЛА
1) Для своего времени закон, к которому пришел Маркс, был крупным вкладом в историографию, хотя при ближайшем рассмотрении оказывается, что он весьма схематичен. Он, например, совершенно не учитывает таких важных составляющих исторического процесса, как уровень духовной культуры общества, его обычаи, религиозные ориентиры и другие элементы нематериальной сферы.

Закон и должен быть "схематичным". Любой закон описывает некую ОБЩУЮ закономерность. Глупо обвинять его в том, что он не описывает то, что не должен описывать. Для закона падения тел Галилея, например, не важно какого цвета тело, есть у него оперение и пр. Смысл данного закона Маркса в том, что материальные условия производства определяют общественную надстройку, а не наоборот, и что при развитии производительных сил старые производственные отношения становятся в конце концов тормозом для их дальнейшего развития (тормозом общественного прогресса) и происходит социальная революция.  Как, когда, при каких конкретных условиях в той или иной стране - этого закон не рассматривает.
Страницы: Пред. 1 2 3 4
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее