Для чего нужна система высшего образования?
Все споры о системе высшего образования происходят из-за разных требований, которые к ней предъявляют. Одни считают, что она предназначена для подготовки образованных людей. По этой причине она должна быть доступной для всех. Другие считают, что она нужна для подготовки специалистов определенной квалификации. В этом случае оно должно быть доступным только для тех, кто способен к определенному виду деятельности. Между образованным человеком и специалистом большая разница. Образованный человек только «знает», как нужно решать проблемы, а специалист «умеет» их решать. Одни «умно» говорящие и пишущие, а вторые «умно» делающие.
Такие две разные точки разные точки зрения определяют разные требования к процессу образования. Разные цели требуют и несоизмеримо разных финансовых затрат, разных уровней профессиональных знаний преподавателей и разной системы отбора желающих получать образование. Читать лекции могут многие, но научить пользоваться знаниями в практической деятельности могут только специалисты высокого уровня. Для того чтобы обеспечить чтение лекций и экзоменовать студентов не нужны большие финансовые затраты. А для того чтобы научить что-то делать, нужна большая практическая работа совместно со специалистами-учитаелями. Поэтому нужны на порядок более высокие финансовые затраты, а отбирать себе учеников должны сами специалисты, а не какие-либо экзамены.
Первый вариант системы образования нужен для получения дипломов о высшем образовании. Второй вариант нужен не для диплома, а для того чтобы определить успешную профессиональную деятельность человека в будущем.
Как примерить эти две точки зрения?
Необходимо создать две системы. Образованными нужно делать всех желающих, а специалистами только наиболее способных к определенному виду деятельности.
В качестве аналогии можно привести пример деления занимающихся спортом на физкультурников и спортсменов. Доступность занятием спортом должна быть для всех, а отбирать молодых людей для высоких достижений нужно только наиболее способных.
Все споры о системе высшего образования происходят из-за разных требований, которые к ней предъявляют. Одни считают, что она предназначена для подготовки образованных людей. По этой причине она должна быть доступной для всех. Другие считают, что она нужна для подготовки специалистов определенной квалификации. В этом случае оно должно быть доступным только для тех, кто способен к определенному виду деятельности. Между образованным человеком и специалистом большая разница. Образованный человек только «знает», как нужно решать проблемы, а специалист «умеет» их решать. Одни «умно» говорящие и пишущие, а вторые «умно» делающие.
Такие две разные точки разные точки зрения определяют разные требования к процессу образования. Разные цели требуют и несоизмеримо разных финансовых затрат, разных уровней профессиональных знаний преподавателей и разной системы отбора желающих получать образование. Читать лекции могут многие, но научить пользоваться знаниями в практической деятельности могут только специалисты высокого уровня. Для того чтобы обеспечить чтение лекций и экзоменовать студентов не нужны большие финансовые затраты. А для того чтобы научить что-то делать, нужна большая практическая работа совместно со специалистами-учитаелями. Поэтому нужны на порядок более высокие финансовые затраты, а отбирать себе учеников должны сами специалисты, а не какие-либо экзамены.
Первый вариант системы образования нужен для получения дипломов о высшем образовании. Второй вариант нужен не для диплома, а для того чтобы определить успешную профессиональную деятельность человека в будущем.
Как примерить эти две точки зрения?
Необходимо создать две системы. Образованными нужно делать всех желающих, а специалистами только наиболее способных к определенному виду деятельности.
В качестве аналогии можно привести пример деления занимающихся спортом на физкультурников и спортсменов. Доступность занятием спортом должна быть для всех, а отбирать молодых людей для высоких достижений нужно только наиболее способных.
Изменено:
Николай Чуканов - 09.09.2009 12:48:19
(стилистика)