Портал функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Страницы: 1 2 След.
RSS
ЦИФРА ЦЕПЛЯЕТ (Зачем, Что и Как снимать – что может «цифромыльница»?), Заметки фотолюбителя.
Совсем недавно появились в продаже цифровые фотокамеры, но удивительно быстро победили в конкурентной борьбе своих пленочных предшественников и практически вытеснили их с прилавков фотомагазинов и из рук фотолюбителей.
Потратив деньги на камеру, хочется иметь приличные фото. Приличные не только в смысле технического качества – это забота производителя камеры и составителя инструкции по пользованию, но и такое, которое даже в семейном альбоме рассматривается без зевоты.

Из семи классов цифровых камер (http://www.comprice.ru/market/2005-39.phtml – за два года, прошедших с момента публикации, классификация практически сохранилась, а качество во всех семи классах выросло весьма и весьма заметно) ограничимся тремя: ультракомпактами, высокопроизводительными и мегазумами. Первые две в дальнейшем будем называть цифромыльницами, тем паче, что это вполне общепринятый термин. Игрушки оставим детишкам, а псевдо- и просто цифрозеркалки – профессионалам и очень продвинутым любителям, способным реализовать заложенные в камеру огромные возможности и знающим, как это сделать.

Зачем? Покупая камеру, стоит подумать о том, как вы ее собираетесь использовать. Для пополнения семейного альбома снимками домочадцев (в том числе и четверолапых), фотками из турпоездок и с пикников/рыбалок (и более занятных вещей, как мы увидим в дальнейшем) – возможностей цифромыльниц более, чем достаточно. Мало того, они просто незаменимы в некоторых
http://photodom.com/showfoto.php?id=13&fotoid=3961
ситуациях! Мыльница всегда при вас, она мгновенно готова к бою, она не привлекает внимания. Миниатюрности последних моделей позавидовал бы сам Джеймс Бонд…
Если же вы планируете как-то продвигаться в благородном искусстве фотографии, снимать красивые «макро», фотоохотиться (в том числе и за жанровыми сценками), пользоваться светофильтрами и прочим, словом делать ФОТОГРАФИИ, а не просто картинки типа «я и Маня в ресторане», то выбор должен был сделан в пользу ультразумов. Они, при всех своих богатых возможностях, весьма компактны, и, не занимая много места в сумке/портфеле (а то и в кармане), могут стать вашими неразлучными спутниками.

В последние два-три года сформировался еще один «подвид» мыльниц – для экстремальных условий. Согласитесь, аппарат, который можно уронить в салат, сполоснуть под краном и продолжить съемку, аппарат, сохраняющий работоспособность на жаре и морозе, спокойно переживающий падение на камень (при карманных габаритах и вполне божеской цене) – это Вещь!

Небольшой размер этой статьи не позволяет углубиться в описание конкретных моделей, тем более, что появляются все новые и новые.
Вот адреса лучших, на мой взгляд, сайтов, где можно получить достоверную информации практически по любой модели:
www.dpreview.com
( английский)
www.club.foto.ru
(русский)

Выбрав и купив камеру, очень важно тщательно изучить руководство пользователя. Это может быть и CD c текстом инструкции. Лично я сразу распечатал текст и переплел в виде карманной книжечки, отбросив страницы с самоочевидными вещами. И с книжечкой не расставался, пока работа с камерой перестала требовать особых умственных усилий. Кто учился водить машину, знает, как приходит такой момент.

Следует помнить: автомат – дурак. Изображение-то он вам сделает, но без претензий к качеству. Сюжетные программы (спорт, ночь, портрет, пейзаж и т.п.) – это уже намного лучше, но, только овладев ручными режимами (если они предусмотрены), вы сможете получать то, что хотите, а не то, что вышло. То, что выходит само собой – обычно не шоколад. Тем не менее, повторю: современные цифровые камеры обеспечивают вполне приличное качество (при условии соблюдения инструкции) без высоких затрат мозговой энергии. (При разумных требованиях к качеству.)

Хотя почти на любой вопрос, касающийся непосредственно процесса съемки данной камерой можно ответить сакраментальной фразой: “Reed the fucking manual!” (и воистину так!), многие проблемы помогут решить на очень доброжелательных форумах на вышеупомянутого фото-клуба и на http://www.photoforum.ru.
Итак, камеру выбрали, на кошке, теще и столетнике отработали навык обращения ней. Можно снимать.

Что?
Скажете, что это не вопрос? Честно: на какой минуте просмотра чужого семейного альбома вы начинаете зевать? Даже если фоты очень приличного качества… ну, какое вам дело, до всех этих дядей, тетей и детей, таращащихся в объектив? У вас своих девать некуда. А все эти виды знаменитых (и вправду – очень красивых) мест? Вы все это уже видали – перевидали, и вообще, на днях сами туда поедете. И то же самое привезете?
Снимки себе на память – это понятно, они нужны. Но смотреть их интересно только вам и очень вам близким людям: не в самой картинке дело, будь она хоть мятая и корявая, а в том тепле воспоминаний, которое она излучает. Дай вам бог таких побольше!

Но вам же хочется, чтоб и другим было интересно. Как этого добиться? Проще простого: снимать иначе!
Посмотрите, что и как снимают вокруг вас в какой-нибудь Венеции-Флоренции: за сущие гроши в любом киоске вы купите открытки с теми же видами, с прекрасного качества изображениями. Вот и купите. А сами, обеспечив запас сувениров, отпустите на волю фантазию: у вас же Цифра! Ну сотрете сотню другую кадров, делов-то… Зато оставшимися впечатлите Ваших зрителей.

Как?
Колизей снимали миллионы раз, и он всем прекрасно знаком по снимкам. Приелось?! http://photodom.com/showfoto.php?id=2&fotoid=16022
Это подземные помещения – технические пространства знаменитого цирка. Лондон. Мост Тауэр и новую мэрию тоже снимали все. Я тоже. Если перейти Темзу по пешеходному мосту, повернуть налево и немного пройтись пешком, можно запечатлеть вот такую «машину времени».
http://photodom.com/showfoto.php?id=9&fotoid=1476
Люцерн. Изумительно красивый город. И все киоски переполнены отменного качества открытками, сделанными на шикарной аппаратуре по всем правилам… Нарушим правила? http://photodom.com/showfoto.php?id=9&fotoid=1217
Какая-либо деталь, нарочито выбивающаяся из общей композиции, придает банальной туристической карточке какой-то особый смысл… (Или мне так кажется?) http://photodom.com/showfoto.php?id=2&fotoid=52521
Жанровые сценки снимают все. Цифромыльнице тут просто цены нет.
Что самое интересное в музее? Скажете – экспонаты? А вот и нет: посетители! Пару щелчков «мыльницей», и ходу, ходу!http://photodom.com/showfoto.php?id=9&fotoid=1120
Сестричка не позирует. Просто замечталась. А маленькая «Фуджи» для чего так почти не оттопыривает карман?
http://photodom.com/showfoto.php?id=1&fotoid=27032
Коллега удалил какое-то новообразование и ждет ответа из лаборатории. Умотался, бедняга. Дверь между соседними операционными – стеклянная… (Чтобы не было бликов при съемке через стекло, плотно приложите к нему объектив. Заодно, и длинную выдержку отработаете без «шевеленки»)
http://photodom.com/showfoto.php?id=9&fotoid=1281
Самые обычные предметы иногда помогают сделать интересный кадр.Блики и отражения в очках обычно мешают. Попробуем из врага сделать друга? http://photodom.com/showfoto.php?id=9&fotoid=1394
Очкарик все загородил! А что он там видит через свои очки? http://photodom.com/showfoto.php?id=13&fotoid=217057
Готовил по заданию босса реферат, глаза устали, положил очки на книгу…. Однако! Натюрморт с подтекстом!
http://photodom.com/showfoto.php?id=13&fotoid=3410
Заглянул как-то в кладовую с аппаратурой. Занавесил простынкой шкаф с инструментарием, поприседал с разных сторон. И они ожили. http://photodom.com/showfoto.php?id=8&fotoid=22825
Очень интересные эффекты можно получить, снимая через разные преломляющие предметы. Простенькая безделушка – стеклянный шарик – позволяет получить довольно эффектные кадры, причем там, где без него было бы банально до вывиха челюстей. http://photodom.com/showfoto.php?id=2&fotoid=50881
Если загерметизировать эпоксидкой сувенирную лампу и наполнить ее водой, необычный кадр вам обеспечен.
http://www.photoforum.ru/photo/262956/index.ru.html

Животные.
Вот где ультразум очень кстати. К животным трудно приблизиться без того, чтобы они не отреагировали на ваше присутствие и не изменили поведение. С другой стороны, такое приближение часто просто физически невозможно, скажем, в зоопарках.
Сегодня смотрел в магазине олимпусовский ультразум с восемнадцатикратным объективом!  Цена около 450 долларов, габариты - в карман куртки спрячется без проблем.
Снимок будет совершено неинтересным, если вы будете снимать «просто животное»: это лев, это макака, это собака...
Но если вы дадите себе труд (и удовольствие) понаблюдать некоторое время за поведением звериков, вы обнаружите, что они замечательные артисты. Вам останется только зафиксировать мизансцену. Практически неограниченная многозарядность цифровой камеры при такой съемке – важнейшее преимущество! Животные очень подвижны. Установив программный режим «спорт» и включив один из вариантов серийной съемки, вы из множества отснятых кадров потом сможете отобрать, ну хоть один, но удачный.
http://photodom.com/showfoto.php?id=12&fotoid=100644
Дети.
К этим существам вполне применимы вышеизложенные принципы. А уж если они вместе оказались в кадре, ваш снимок скучным никто не назовет. http://photodom.com/showfoto.php?id=13&fotoid=54455

А эта фигня зачем?
Инструкции к цифровым камерам составлены удивительным образом: супер-подробно разжевываются мельчайшие нюансы и детали обращения с камерой, всё множество дополнительных функций, а вот зачем эти функции и где их применять – догадывайся сам!

Мало кто из нормальных покупателей бытовой фототехники полезет в спецлитературу или в Интернет за разъяснениями. В результате – съемка на полном автомате, в крайнем случае – с использованием сюжетных программ.
А замечательные возможности камеры остаются «за кадром». За что тогда платили?

Баланс белого.
В отличие от пленочной камеры, цифровику надо указывать, что считать белым. Исходя из этого указания, камера строит всю цветопередачу. У некоторых моделей автомат справляется сам достаточно неплохо, но в большинстве случаев ему нужно помогать. Зайдите в соответствующий раздел меню и, пользуясь им, установите характер освещения. Самый точный результат даст «установка по белому листу», но это не всегда возможно. Скажем, вы из затененного окна снимаете залитую солнцем улицу…
Очень хороший прием - при сложном освещении перемещаться по меню баланса белого, наблюдая за изображением на экране камеры: если оно совпало по цветам с реальностью – это и есть правильный ББ.

Брэкетинг.
Поскольку камера обычно определяет экспозицию по средней освещенности поля кадра, при сложных условиях освещения (обычно имеются в виду большие перепады яркости) на снимках обнаруживаются «провалы» в светах и/или в тенях – отсутствие деталей изображения в самых светлых или темных местах картинки, что есть брак.
В режиме «брэкетинга» камера автоматически отрабатывает один кадр с «правильной» экспозицией, и еще несколько – с передержкой или недодержкой.
Остается потом выбрать самый удачный. Шаг отклонения у более-менее продвинутых камер можно задавать вручную.
Отмечу еще, что «цифра» более чувствительна к передержке, в отличие от пленки.

Серия.
Практически все цифровые камеры имеют режим «серийной съемки». После нажатия на спуск, камера отщелкивает кадр за кадром непрерывно. У каждого производителя здесь свои «навороты», в которых следует внимательно разобраться, изучая инструкцию.
Иногда камера снимает с неизменными параметрами экспозиции, сложившимися на момент нажатия спусковой кнопки, иногда корректирует их при каждом следующем снимке, а в режиме «следящей резкости» еще и проверяет наводку на резкость перед каждым кадром, что весьма ценно при съемке животных, спорта и т.п.
Иногда только с помощью «серии» удается получить интересный снимок.
http://photodom.com/showfoto.php?id=12&fotoid=2770
В отличие от «пленки» денег вам серия не стоит – стерли ненужное, и всё.

Приоритет диафрагмы/выдержки.
Экспозиция – количество световой энергии, необходимое для получения снимка. Для данного освещения экспозиция – константа, описываемая экспозиционным числом, которое в свою очередь есть произведение выдержки на диафрагму.

Автоматически камера отрабатывает нечто среднее.
Как правило, этого достаточно для обычных условий.
Но если вам позарез нужна короткая выдержка (спорт, зверики, деточки, которые носятся, как угорелые, чтоб они были здоровы) или большая/ малая глубина резкости, а выдержка вам безразлична (у вас штатив цены уму непостижимой) – используйте режим приоритетов, и будет вам счастье.

Экспокоррекция.
Если вы снимаете в особых, но относительно неизменных условиях, экспокоррекция бывает удобнее вышеупомянутого брэкетинга. По сути - это сдвиг экспозиции в сторону передержки или недодержки. Умение пользоваться этим режимом приходит с опытом, но общее правило предельно просто: светлый объект на темном фоне – сдвиг в сторону недодержки; темный объект на светлом фоне – в сторону передержки.

Режим «макро».
Вообще-то он придуман для съемок всякой мелочи крупным планом,
http://www.photodom.com/showfoto.php?id=16&fotoid=367276
но может быть использован в ситуациях, когда вы оказались от объекта съемки на таком неудачном расстоянии, что без зума выходит слишком мелко, а в ответ на нужный вам зум, камера сообщает, что не может навестись на резкость. Включайте «макро» и поражайте зрителей своим шедевром.

Дисплей.
Со времен старинных деревянных камер производители не радовали фотографов таким роскошным видоискателем.
Роскошь, однако, коварная. Наводя камеру по дисплею, трудно обеспечить ее стабильность. При съемке на небольшом расстоянии и с очень короткой выдержкой снимок еще выйдет прилично, но выдержка больше 1/250 + наводка по дисплею = "шевеленка" с гарантией.
Оптический стабилизатор (если он есть) кое-как поможет. Об «электронном стабилизаторе» промолчим, дабы не осквернять уста.
Неподвижность камеры в момент спуска затвора – залог четкого снимка.
Поэтому, если есть оптический или электронный (у псевдозеркалок) видоискатель, используйте его непременно. Прижимая камеру к лицу, вы тем самым придаете ей дополнительную устойчивость.

Если вам приходилось стрелять, вы знаете, что стрельба с упора залог попадания. Правила меткой стрельбы полностью применимы к фотосъемке любой техникой. Особенно это важно для тех моделей цифровых камер, где производитель в угоду моде ставит большой дисплей, не оставляющий места ничему другому.
Еще один хороший способ обмануть "шевеленку" – снимать с автоспуском. Задержки в две секунды после спуска вполне достаточно, что бы камера успокоилась после нечаянно резкого нажатия на кнопку.

Пара полезных программ.
Дигитальная камера – это, по сути, компьютер с объективом. Её кадры – графические файлы. Если, печатая с пленки, вы колдовали с реактивами и увеличителем в душной темноте, доводя изображение до нужной кондиции, а домочадцев - до исступления, то компьютерную графику вы доводите до ума в полнейшем комфорте и без помех для окружающих.

ФОТОШОП – великий и всесильный – нужен далеко не всем и не всегда. Это программа для «профи» и любителей с амбициями.
Для простой коррекции – яркость/контраст, кадрирование, некоторые популярные эффекты и т.п. – идеальной на мой (и не только на мой) взгляд
является Irfan Viewer. Ее можно бесплатно скачать в Интернете, задав имя программы в любой поисковой программе. Не даю конкретного адреса, поскольку ситуация все время меняется.
Программа изначально бесплатна, невелика по объему и очень понятна любому, даже неподготовленному пользователю. Она же – великолепная «смотрелка»: когда вам надо просмотреть множество «тяжелых» графических файлов, она просто незаменима. Виндовской стандартной Picture and Fax Viewer до неё, как хромой собаке до арабского скакуна.

Если вы пересылаете свои фото по «мылу»,
перед вами во весь рост встает проблема «ресайза»: пересылать файлы с полным разрешением и весом в мегабайты – мука адовая, не нужная ни вам, ни вашему адресату. 800 Х 600; 150 – 250 килобайт и около того – идеально для электронной почты.
Сжать файл без потери качества позволяет Xat.com image optimizer.
www.xat.com
По этому адресу можно бесплатно скачать демо-версию (вполне работоспособную),  а заплатив небольшие деньги, полную коммерческую версию этой замечательной программы. По эффективности и качеству компрессии и ресайза она оставляет далеко за флагом и «Фотошоп» и «Ирфан вьювер». Вот, пожалуй, и все.

Буду счастлив, если эти любительские заметки помогут пополнить славные ряды цифровых фотографов – людей, безусловно, милых и симпатичных.

Все иллюстрации сделаны недорогими камерами  Фуджифильм  и Олимпус.
Не судите опрометчиво.

Я полагаю что спор о том какой цифровой фотоаппарат лучше (в смысле - простой или сложный) - беспредметен. Сложный с большим объективом, конечно, лучше... но его невозможно всегда таскать с собой из-за веса и габаритов.

И раньше то же самое было. Поэтому я и раньше имел два фотоаппрата - "Зенит" и маленький "ЛОМО-Компакт-автомат", и сейчас полагаю правильным иметь два цифровых фотоаппарата - маленький для повседневных хроникальных съемок и более сложный и дорогой для специальных случаев.

Вместо первого, впрочем, многие использую аппарат, встроенный в сотовый телефон. Но на мой взгляд это не вполне рентабельно так как за те деньги сколько стоит телефон со встроенной камерой можно купить отдельно телефон и отдельно камеру намного лучшего класса чем та что встроена в телефон. Впрочем, возможно что в будущем появятся модели телефонов со встроенными камерами пристойного качества и за ту цену какой они соответствуют.
Пользователь забанен 14.10.2014
Цитата
PINGVIN пишет:
Я полагаю что спор о том какой цифровой фотоаппарат лучше (в смысле - простой или сложный) - беспредметен.
Не совсем беспредметен.
Просто критерии для "лучше - хуже" должны соотноситься с задачами, которые призвана решить данная камера и требованиями к параметрам изображения, предъявляемыми данным пользователем.
Не забудем и вопросах престижа: фотографам свойственно меряться объективами, как подросткам - пиписками.
На мой взгляд, чем компактнее, "зумее" и чувствительнее камера, и чем больше в ней сервисных наворотов (вроде оптического стабилизатора и следящего автофокуса) и ручных настроек, тем она лучше. Но на первом месте - качество картинки.
А для кого-то на первом месте дизайн, или качество на "полном автомате"...

В любом случае, лучшая камера - это та, которая нравится данному пользователю.
Не судите опрометчиво.

Самый простой критерий такой: при равной цене лучше та камера у которой больше объектив, а при одинаковом объективе лучшие снимки дает та, у которой меньше мегапикселей.
Пользователь забанен 14.10.2014
Почти согласен.

Но есть еще один момент, даже два.
Во-первых, предполагаемый размер отпечатка.
Если не предполагается больше, чем 10Х15, то трех мегов хватит заведомо.
Но если предполагается работа "на стенку" или для серьезной полиграфии, понадобится и больше мегов.

Во-вторых, за счет большей детализации можно выиграть при кадрировании, получив при равном оптическом зуме и размере отпечатка большее увеличение.

Однако, учитывая, что подавляющее большинство отпечатков идет в семейный альбом, реклама, основаная на "многопиксельности" - большая подлянка. :evil:
Не судите опрометчиво.

Практически со всем согласен, оставлю только одно замечание, не претендующее, впрочем, на абсолютную правоту.
Я бы не стал говорить, что зеркалки, и, тем более, псевдозеркалки - удел профессионалов. Опытные пользователи - да, согласен. Но сейчас есть зеркалки бюджетного уровня, с относительно невысокой ценой, что позволяет использовать их обычному любителю.
Да, есть определенные нюансы в использовании зеркалок. Я сам еще полгода назад считал, что не готов к зеркалке. Я скромный любитель и звезд с неба совсем не хватаю. Однако же довелось мне приобрести зеркалку начального уровня. Могу сказать одно: ни в какое сравнение даже с самыми дорогими из незеркальных камер зеркалка не идет. Чисто субъективно. Да, большая. Да, тяжелая. И еще много других особенностей. Но она дает повод вникнуть в фотографию глубже и даже способствует этому.
Ни в коем случае не хочу спорить, какой аппарат лучше. Потому что основное правило: техника должна устраивать.  И дело тут не в том, сколько она стОит и насколько сложна.
Соглашаясь со многим из вышесказанного,хотел бы добавить,что приличный цифровик-это просто прорыв в новые возможности! Он практически полностью освобождает фотомастера  непосредственно для творческого процесса! А какие возможности предоставляет цифровик в сочетании с компом и приличным принтером!Теперь споминаешь все эти экспозиции и диафрагмы,проявители и закрепители ,как допотопную,малопроизводительную,неблагодарную архаику!
Точно, до того могучий прорыв, что я начал вполне серьезно задумываться о покупке СФ пленочной камери для сьемки пейзажей.
Думаю, что профессионалы и так разбираются в камерах, знают, какую лучше выбрать и по каким параметрам. Всё-таки, цифровые камеры дают больше преимуществ, нужно только уметь ими пользоваться.
Sapiens! А какую фотокамеру Вы считаете лучшей для профессиональных съемок и какую для любительских?
На примере многих знакомых знаю, что им проще устанавливать режим "авто" для получения более качественных снимков. В других режимах снимки получаются не очень качественные, с нечётким изображением.
Страницы: 1 2 След.
Читают тему (гостей: 2, пользователей: 0, из них скрытых: 0)

ЦИФРА ЦЕПЛЯЕТ (Зачем, Что и Как снимать – что может «цифромыльница»?)