Страницы: Пред. 1 ... 137 138 139 140 141 ... 225 След.
RSS
Теория поплавка.
Цитата
eLectric пишет:
Почему вы так решили?
Я уже писал об этом. В слове менталитет звучит что-то роковое и непреложное. И им очень удобно объяснять все подряд.
Пока думаешь, что сказать, — делай реверанс! Это экономит время.
Цитата
CASTRO пишет:
Ну  так а что конкретно мешало развитию городского самоуправления?
Предположу, что помешала постоянная опасность набегов степняков. Приграничье со степью требовало сильной военной власти, коя мешала развиваться гражданским институтам. Осадный менталитет, если угодно, раз уж мы пользуемся этим термином.
Изменено: janmik - 21.03.2021 20:38:00
Пока думаешь, что сказать, — делай реверанс! Это экономит время.
Цитата
CASTRO пишет:
Славяне развивались бок о бок с племенами, которые пошли по западному пути. Государственность  свою получили от них. Так с чего они оказались восточным типом?
А также бок о бок со Степью.
Государственность не передаётся в виде подарка.
Ключевский достаточно ясно описал возникновение Киевской Руси. Дружины бандитов поднимались вверх по Днепру грабя всех подряд, затем спускались по другой стороне, опять таки грабя всех подряд. К лету награбленное везли в Константинополь. Через год всё повторялось. Потом узаконилось. Так что связи с востоком были.
Вопрос, почему они оказались восточным типом несколько некорректен. Правильнее спросить, почему они остались восточным типом?

Издревле все цивилизации были восточного типа. Это изначальное условие. Потом, по концепции Л. Васильева "В результате социальной мутации в Древней Греции появился феномен “античности” как генотип европейской цивилизации, инновационной, персоноцентристской, частнособственнической, гражданской."
Цитата
janmik пишет:
Я уже писал об этом. В слове менталитет звучит что-то роковое и непреложное.
Хороший аргумент. Это общепринятое звучание? Я имею ввиду, что социологи слышат как-то иначе.
Изменено: eLectric - 21.03.2021 21:08:37
В споре не рождается истина, но убивается время.
Цитата
eLectric пишет:
“античности” как генотип европейской цивилизации, инновационной, персоноцентристской, частнособственнической, гражданской."
Ну ее инновационность проявилась только во времена Возрождения. В Средние века восточные автократии выглядели на фоне Западной цивилизации в плане культурного развития, научно-технического прогресса, уровня жизни как персидский ковер на фоне драной простынки.
Изменено: janmik - 21.03.2021 21:47:45
Пока думаешь, что сказать, — делай реверанс! Это экономит время.
Цитата
eLectric пишет:
Хороший аргумент. Это общепринятое звучание? Я имею ввиду, что социологи слышат как-то иначе.
Определение из вики:
Менталите́т (от лат. mens или (род. падеж) mentis — душа, дух (в более узком смысле — ум) и суффикса прилагательного 'al') — склад ума, совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной[1] или этнической группе, нации, народу, народности.
Вот попахивает чем-то нехорошим от этого определения для моего носа.
Пока думаешь, что сказать, — делай реверанс! Это экономит время.
Екатерина Шульман о менталитете:

Да. Менталитет – это лженаучное понятие. Никаких его признаков, которые можно пощупать, не существует. Что существует и чем то, что существует, отличается он несуществующего менталитета? Существуют ценности. Ценности образуют культуру. Культура во всех странах разная. Моя мысль состоит не в том, что все люди одинаковые, хотя у них много общего. Понятие менталитета плохо тем, что он воспринимается как нечто неизменное, данное богом или сформированное предыдущей историей, что нельзя изменить.

Ценности трансформируются, общества меняются, культура – пластичное понятие. Под влиянием экономических факторов, общего прогресса, раздвижения границ или, наоборот, войны, голода, всякого безобразия, культура может поменяться очень сильно. И в условиях этой самой проницаемости, о которой мы столько говорим, эти изменения происходят достаточно быстро, иногда в виде глобализации, то есть создания некого обобщенного культурного поля, иногда, наоборот, в виде попытки от этого убежать – неважно, важно, что менталитета не существует, потому что не существует никаких неизменных характеристик. Существует постоянно трансформирующаяся пластичная культура, образуемая набором ценностей.
Пока думаешь, что сказать, — делай реверанс! Это экономит время.
Цитата
eLectric пишет:
Издревле все цивилизации были восточного типа. Это изначальное условие.

Категорически не соглашусь. И как в этой концепции те же германцы из восточного типа превратились в западный?
Цитата
eLectric пишет:
А также бок о бок со Степью.

Ну какая нафиг степь... Вы на карту посмотрите!



Там соприкосновение со степными племенами актуально только для небольшой части страны.
Но и опять же, откуда следует, что натиск степи формирует восточную ориентацию? Я ехидно напомню, что те же готы пришли на территорию Империи именно под давлением кочевых народов степи. Но именно готы, фактически, и заложили основы западной средневековой цивилизации.
Цитата
CASTRO пишет:
Ну какая нафиг степь... Вы на карту посмотрите!
Странно. Нам уже все мозги промыли половцами с печенегами, а вы их в упор не видите. Они в южно-русских степях на вашей картинке.
Цитата
CASTRO пишет:
И как в этой концепции те же германцы из восточного типа превратились в западный?
так ведь много книжек. вот описание ещё  одной - Восток и Запад в средние века: траектории развития
Цитата
Чтобы понять историю Востока, а также процессы, протекающие в этом регионе сегодня, необходимо отказаться от мысли, что магистральным может быть только западный путь развития. А скорее, наоборот, западная цивилизация — это флуктуация, которая могла произойти лишь при определенных стечениях обстоятельств. Запад как цивилизационное явление появился в период героической Греции, а в архаическую и классическую эпохи он приобрел основные черты. Но затем в V-VI веках в период великого переселения народов европейская цивилизация потеряла в значительной степени свои античные свойства. Так продолжалось вплоть до окончательного разгрома мадьяр (воинственных полукочевников-скотоводов регулярно совершавших опустошительные набеги на христианские страны) Оттоном Первым в 955 году в битве на реке Лех. После этого в течение почти трехсот лет про кочевников в Европе почти ничего не слышали и в этот период, с середины X и до середины XIII века, фактически были сформированы все общественные, социальные и политические структуры, которые потом развились в европейскую цивилизацию. По сравнению со всем остальным миром Европа развивалась, если так можно выразиться, в «тепличных условиях»...
...
На мой взгляд, вторым и преобладающим фактором, обуславливающим различие восточных и западных культур, является варварская периферия. Западные общественные и политические институты, такие как гражданское общество, самоуправление, частная собственность, выборность властей, независимый суд не могли быть сформированы в ситуации постоянной необходимости защищаться от кочевников. А если мы посмотрим на карту средневекового Китая, Индии, Афганистана, Ирана, Турции, то увидим, что большая часть территорий этих стран либо граничит с кочевыми племенами, либо в разные времена была завоевана кочевниками, впоследствии осевшими. Кочевники вторгались на территории земледельческих государств сотнями тысяч, война с ними и в целом воинское искусство Востока носило характер безжалостной борьбы, допускающей все средства для победы, так как на кону стояли судьбы целых этносов.
Цитата
janmik пишет:
Екатерина Шульман о менталитете
А что думают социологи? Или только Шульман авторитет? Я уже говорил как-то, что Шульман, скорее всего, имеет ввиду что-то шибко неизменное, возможно, биологически наследуемое. Она не ссылается на определения того-же Дюркгейма, так что не знаю, что она имеет ввиду. Причем вводит понятие ценностей.
А чем они отличаются?
Ну и менталитет меняется, не быстро - не ликбез всё-таки. И разные архетипы по-разному.
В споре не рождается истина, но убивается время.
Цитата
eLectric пишет:
Или только Шульман авторитет?
Авторитет- не авторитет, но она, на мой взгляд, абсолютно права, ибо этот самый менталитет применяется для объяснения и оправдывания всего что хочешь и даже его определение ( что я привел из вики) не очень приглядно.
Пока думаешь, что сказать, — делай реверанс! Это экономит время.
Страницы: Пред. 1 ... 137 138 139 140 141 ... 225 След.

Теория поплавка.


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее