Бессонная любовь

Сумчатые мыши меняют сон на размножение

В жизни животных случаются такие моменты, когда становится буквально не до сна – столько дел наваливается. Не так давно мы писали, как с этой проблемой справляются пингвины, которым нужно постоянно следить за потомством, и северные олени, которым нужно пережевать как можно больше свежей травы в короткое арктическое лето. Пингвины с яйцами и птенцами спят до двенадцати часов в день, но всего лишь по несколько секунд за раз; олени просто спят, пока жуют жвачку.

Самец сумчатой мыши Antechinus swainsonii. Фото: Erika Zaid / La Trobe University

У сумчатых мышей никаких таких хитростей нет – когда им приходит пора размножаться, они просто меньше спят. Касается это в первую очередь самцов, для которых первый сезон размножения становится последним. В конце лета самцы сумчатых мышей на три недели впадают в любовную горячку, стараясь спариться буквально с каждой самкой, которая попадается им на пути. Потом самцы массово умирают, а самки продолжают жить ещё как минимум год, и ещё не раз приносят потомство.

Чтобы не терять времени даром, самцы спят в среднем на 20% меньше, хотя это именно что в среднем – у сотрудников Университета Ла Троба, которые ставили эксперименты с сумчатыми мышами, один самец спал аж наполовину меньше, чем перед сезоном размножения. И они действительно не спят, об этом говорят данные специальных датчиков и анализов крови, описанные в статье в Current Biology. В экспериментах самцов держали в отдельных клетках, так что спариваться они никак не могли, и тем не менее, они всё равно не спали. Двое из десяти умерли один за другим сразу, как сезон размножения закончился, остальные же, хоть и не умерли, стали стерильными. В природных условиях, по-видимому, происходит то же самое: исследователи ловили сумчатых мышей (правда, другого вида, недели в эксперименте) до и после сезона размножения, измеряя у них уровень щавелевой кислоты – в бессонницу её становится меньше. У самцов количество щавелевой кислоты падало так, как если бы у них накопился долгий недосып. У самок в дикой природе уровень щавелевой кислоты тоже падал, хотя и не так сильно – видимо, из-за беспокойства, причиняемого самцами.

При этом по поведению самцов нельзя было сказать, что недостаток сна как-то сильно им вредит. В лаборатории в итоге умерли не те самцы, которые спали меньше всего. И в целом, если судить по исследованиям с обычными грызунами, той бессонницы, в которую впадают самцы сумчатых мышей, явно недостаточно, чтобы их убить. То есть умирают они массово не от любовного недосыпа, а от чего-то другого: может быть, от общего переутомления, или от того, что начинают есть, что ни попадя – варианты могут быть разные, и без дополнительных экспериментов не разобраться. А спят они мало потому, что знают: жить им осталось недолго, и нужно успеть как можно больше.