Моя семья и другие черви

Паразитических червей называют в честь друзей и родных

Каждый год биологи открывают тысячи и десятки тысяч новых видов. Всех их нужно как-то назвать. Часто название вида говорит о том, где его нашли, где он живёт, или описывает какую-то его красочную особенность. Ещё вид можно назвать в честь исследователя, который его впервые описал.

Червь-паразит Diomedenema dinarctos, заражающий пингвинов. Видовое название dinarctos состоит из двух частей: deinos — по-гречески ужасный, и arktos — медведь. По мнению тех, кто его открыл, червь похож на ужасного плюшевого медведя. (Фото: Bronwen Presswell / University of Otago)

А ещё новый вид можно назвать в честь доброго знакомого, друга или родственника. Сотрудники Университета Отаго проанализировали названия паразитических червей, открытых между 2000 и 2020 годами. Их набралось примерно 2900, среди которых более полутора тысяч были названы по каким-то особенностям собственного строения или по виду-хозяину (то есть «в честь» того животного, в котором паразит живёт). Ещё 596 видов назвали в честь выдающихся деятелей науки. И примерно на 10% за эти двадцать лет выросла доля видов, названных в честь друзей и членов семьи. (К членам семьи, вероятно, иногда относят и домашних животных: паразитический червь Rhinebothrium corbatai получил видовое название corbatai в честь собаки одного из исследователей, который его описал.)

На сторонний взгляд назвать червя в честь друга или родственника кажется издевательством, но на самом деле это способ выразить глубокое уважение, увековечив имя человека в анналах науки. Кроме того, биологи относятся к тем, кого они изучают, будь то черви, амёбы, грибы, пауки, певчие птицы и пр. с искренним интересом и даже, не побоимся этого слова, с любовью. Да и ассортимент беспозвоночных у нас намного шире, чем каких-нибудь пушистых и симпатичных зверьков.

Кстати, если говорить об удивительных названиях, то навскидку можно вспомнить ещё южноамериканского муравья имени группы Radiohead, африканскую стрекозу, названную в честь альбома Pink Floyd «Ummagumma», амёбу Arcella gandalfi, которая носит панцирь в виде шляпы Гэндальфа, и паука Eriovixia gryffindori, который похож на другую шляпу — Распределяющую Шляпу из книг о Гарри Поттере.