Могучая брань

Брань добавляет сил

У тех, кто ругается во время тяжёлой работы, есть свой резон — брань делает нас сильнее, и это подтверждает наука. Исследователи из Килского университета просили участников эксперимента выполнить физическое упражнение: сидя на стуле, приподняться с него на руках и продержаться в таком положении как можно дольше. В статье в Quarterly Journal of Experimental Psychology говорится, что сила и выносливость повышались, если человек, держась на руках, повторял какое-нибудь бранное слово.

В другом эксперименте нужно было как можно сильнее накачать воздухом шарик — проблема была в том, что шарик мог легко лопнуть. И снова с бранью на устах участники эксперимента надували шарик сильнее, чем когда они разговаривали на какие-то нейтральные темы. Авторы работы делают вывод, что ругань помогает идти на риск: по их подсчётам, рисковое поведение усиливалось на 8%.

Конечно, тут предстоит ещё много работы. Например, было бы интересно узнать, отличаются ли разные бранные слова по своей психосоматической силе, есть ли разница в том, на какой именно риск ругающийся человек готов больше идти, потому что одно дело надувать шарик, и совсем другое — совершить какую-нибудь рискованную финансовую операцию, и т. д. Возможно, что исследователи всё это вскоре узнают: бранью они занимаются не первый год, и, к примеру, несколько лет назад та же исследовательская группа сообщила, что брань помогает терпеть боль, причём её анестетические свойства не зависят от культурного контекста.