Цинковые челюсти

Муравьи-листорезы режут листья цинком

Наши зубы покрыты прочной эмалью, в которой содержится очень много кальция и фосфора в составе минерала гидроксиапатита. На челюстях муравьёв-листорезов тоже есть что-то вроде эмали, только у них она цинковая. Собственно, о том, что на челюстях листорезов есть много цинка, было известно давно, но не было понятно, как именно устроена муравьиная эмаль. Сотрудники Орегонского университета пишут в Scientific Reports, что атомы цинка скрепляют между собой молекулы белков, которыми покрыты челюсти муравьёв. Цинковая эмаль тоже очень прочная, но, в отличие от нашей, она помогает муравьям разрезать листья. Как известно, листорезам нужны листья для выращивания грибов: вырезанные кусочки листьев они пережёвывают и удобряют ими грибницу в муравейнике. Белково-цинковые комплексы формируют острые режущие края — чего не получилось бы с кристаллами гидроксиапатита, из которых состоит наша эмаль. С белково-цинковым покрытием муравьи режут листья легко и точно. Как обычно говорят в таких случаях, возможно, муравьиное ноу-хау пригодится нам в создании прочных режущих материалов.