Нестандартные опылители

Муравьи опыляют цветы

Цветущее растение из рода Коноспермум. (Фото: Jean and Fred / Flickr.com

Растения с незапамятных времён используют насекомых как опылителей – но это смотря каких насекомых. Муравьи среди опылителей встречаются очень редко: они выделяют антимикробные вещества, которые убивают не только микробов, но и растительную пыльцу. Конечно, муравьи могут защитить от каких-то вредителей, но и полезный опылитель вряд ли приблизится к растению, на котором есть муравьи. Известно всего 46 примеров, когда муравьи играют роль опылителей, но во всех этих случаях они просто выделяют не очень много токсичных веществ, и какая-то часть пыльцы остаётся живой.

Но есть, по крайней мере, один случай, когда растению удалось приспособиться именно к муравьям. В статье в Annals of Botany говорится про австралийское растение Conospermum undulatum, которое просто адаптировалось к муравьиным токсинам – его пыльца стала к ним нечувствительна. Вообще говоря, на цветки коноспермума, довольно узкие и не имеющие запаха, прилетает ещё пчела Leioproctus conospermi – в отличие от медоносной пчелы, она может в них пролезть. Но полагаться только на одного опылителя довольно рискованно, поэтому в ходе эволюции получили преимущество ещё и те растения коноспермума, чья пыльца стала устойчивой к муравьям.