Кусачие шмели

Голодные шмели заставляют растения цвести быстрее

Если шмелям мало пыльцы и нектара, они выгрызают в листьях растений маленькие кружочки, чтобы они цвели быстрее. Так поступают, по крайней мере, два шмеля – земляной (Bombus terrestris) и норовой (Bombus lucorum). Известно, что растения начинают цвести раньше времени в засуху или в ответ на какую-нибудь инфекцию – то есть в ответ на какой-то стресс. Очевидно, шмели, повреждая листья, тоже вводят растения в стресс, так что цветы на них появляются в среднем на две недели раньше положенного срока. Исследователи из Высшей технической школы в Цюрихе, написавшие в Science об этом удивительном шмелином поведении, говорят, что шмели именно что не едят листья, а просто выкусывают из них кусочки и бросают – то есть их цель действительно заставить растения зацвести пораньше. Возможно, что тут дело не только в физическом повреждении, но и в каких-то свойствах шмелиной слюны, из-за которой растениям может показаться, что их ест какой-то профессиональный вредитель.