Опыление сумчатыми

Опоссумы опыляют цветы

Опоссум (Фото: ramendan / Flickr.com

Растения семейства Баланофоровых – на редкость странные растения. На вид они похожи то ли на какие-то клубни, то ли на грибы: чешуйчатые соцветия на мясистых ножках с очень мелкими листьями, красного, пурпурного, бурого или жёлтого цвета. Всё дело в том, что Баланофоровые – паразиты, живущие на корнях самых разных растений. У них нет хлорофилла – он им не нужен, поэтому они никогда не бывают зелёными, и почти все органы у них редуцированы. Но размножаться им всё же как-то надо, так что какие-никакие цветки у них есть, а для цветков нужны опылители.

У одного из Баланофоровых, Scybalium fungiforme (чьё видовое название, fungiforme, так и переводится – «грибообразный») цветы прикрыты прицветниками, или кроющими листами. Чтобы опылитель мог достать до цветка, он должен отодвинуть или отломать прицветник. Но у S. fungiforme прицветник очень плотно прилегает к цветам. И ещё в 90-е годы появилось предположение, что S. fungiforme опыляют опоссумы – сумчатые звери, распространённые в Южной, Центральной и Северной Америке. Большой палец на их задних лапах противопоставлен остальным, и с его помощью опоссумы могли бы легко вскрывать цветы.

Подтвердить эту гипотезу удалось только сейчас – естественно, с помощью видеокамер, установленных рядом с цветущими S. fungiforme. В недавней статье в Ecology описывается содержание видеозаписей (каковые прилагаются к публикации), на которых опоссумы отламывают кроющий лист и поглощают нектар, заодно перенося пыльцу между цветками. Потом, когда цветок уже распакован, на нём появляются и другие опылители, вроде пчёл, ос и даже колибри, но главная роль в опылении всё же принадлежит опоссумам.