Деревья-мутанты

Большие деревья больше мутируют

Ситхинские ели. (Фото: Max East / Flickr.com

В наших с вами клетках мутации появляются всю жизнь, и не так давно исследователи даже посчитали разницу в мутациях между молодыми и старыми людьми – оказалось, что с возрастом мутаций у людей становится примерно в 10 раз больше.

Но мутации накапливают все живые организмы, и растения в том числе. Среди растений есть очень долгоживущие деревья, и было бы интересно узнать, сколько у них появляется дефектов в ДНК. Исследователи из Университета Британской Колумбии брали образцы коры и иголок у двух десятков старых ситхинских елей, чей возраст составлял от 220 до 500 лет. Образцы брали у подножия и у вершины, чтобы сравнить по мутациям самые старые ткани и самые молодые. Оказалось, что межу старыми и молодыми частями одного и того же дерева можно найти до 100 000 генетических различий. Большинство мутаций были безвредны, некоторые – довольно опасны; в целом же, как говорят авторы работы, такой генетический анализ помогает глубже понять, от чего зависит древесное долголетие и как изменения в ДНК помогают растениям приспособиться к изменениям среды вокруг.