Древняя кровь

В Сибири нашли древнего жеребёнка с кровью

(Фото: Семён Григорьев / Музей мамонта)

Исследователи из Музея мамонта и Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова вместе с коллегами из Южной Кореи раскопали в Батагайском кратере в Якутии замороженного жеребёнка, который погиб, будучи примерно одной-двух недель от роду. Возраст находки – около 42 000 лет. Вообще говоря, жеребёнка нашли ещё в прошлом году, но сейчас выяснилось, что вечная мерзлота сохранила не только кожу, шерсть и некоторые твёрдые ткани, но ещё и остатки мочи в мочевом пузыре, и даже кровь. И конечно, исследователи рассчитывают благодаря сохранившимся жидкостям узнать о находке побольше.

Это уже второй раз, когда в замороженном животном из древних времён находят кровь. Первый раз случился в 2013 году, когда на якутском острове Малый Ляховский нашли мамонтиху возрастом около 32 000 лет, которая сохранилась настолько хорошо, что в ней даже осталась жидкая кровь – или, точнее, бывшая кровь: в образцах бурой жидкости из полостей тела, нашли гемоглобин из разрушившихся эритроцитов и остатки иммунных клеток, в которых, впрочем, сохранились ядра. Почему она осталась жидкой у мамонта и у жеребёнка, неясно – возможно, у животных в те времена в крови были вещества, выполняющие роль антифризов.