Алкоголь и ДНК

Как алкоголь может вредить ДНК

В нашем организме алкоголь сначала превращается в ацетальдегид, а потом в уксусную кислоту, которая, в отличие от ацетальдегида, вполне безвредна и которая служит источником энергии в дальнейших метаболических процессах. Что до ацетальдегида, то он не только заставляет нас мучиться похмельем – он, как выяснили исследователи из Кембриджа, еще и повреждает ДНК. Эксперименты со стволовыми клетками крови показали, что ацетальдегид рвет обе цепи ДНК; как говорится в статье в Nature, если таких разрывов оказывается много, клетки их не успевают залатать, и в результате в геноме появляются неисправленные мутации, которые делящиеся клетки передают своим потомкам.

Ацетальдегид в уксусную кислоту превращает фермент альдегид дегидрогеназа 2. У мышей с испорченным геном альдегид дегидрогеназы мутации в ДНК возникали в четыре раза чаще, чем у мышей с нормальным ферментом. Мутации же, как известно, нередко приводят к раку. И, возможно, именно из-за особенностей в гене альдегид дегидрогеназы 2 жители Юго-Восточной Азии так часто болеют раком пищевода: их фермент работает плохо, поэтому в клетках накапливается слишком много ацетальдегида, который и создает онкогенные мутации. С другой стороны, некоторые онкологические заболевания действительно часто возникают при злоупотреблении алкоголем. Но, как бы то ни было, полученные результаты предстоит проверить не только на стволовых клетках крови, но и на других клетках, и желательно взятых у человека.