ТАНЕЦ МАЛЕНЬКИХ ЛОШАДЕЙ

Я. ВЛАДИМИРОВ, международный гроссмейстер по шахматной композиции.

Илл. 1.
Илл. 2.
Илл. 3.
Илл. 4.
Илл. 5.
Илл. 6.
Илл. 7.
Илл. 8.
Илл. 9.
Илл. 10.

Не стесненный жестким противодействием партнера шахматный композитор может воплощать на доске причудливые и оригинальные комбинации и включать в замысел маневры, которые могли бы вызвать не только чисто игровые образы. В композиции очень популярны самые разнообразные геометрические идеи, когда ходы главных действующих лиц вычерчивают на доске четкие графические узоры, всегда впечатляют и запоминаются дуэли фигур. Любят шахматисты и так называемые скахографические задачи, в которых начальное расположение фигур образует какой-то рисунок, знак или символ. Сегодня речь пойдет о сюжетах, игровой подтекст которых может вызвать ассоциации с хорошо нам знакомыми реальными и мифическими представителями нашей фауны.

Вот уже много лет любителей шахмат радует следующая малютка с некомплектным материалом. Хитроумные и слаженные действия тройки "рысаков", безусловно, впечатляют и создают образ характерного "танца маленьких лошадей".

№ 1. Г.БОЛТОН 1841

(Иллюстрация 1)

1.Ke4! Крf5 2.Крe3 Крe5 3.K6g5 Крf5 4.Kf3 Крg4 5.Kd4 Крh4 6.Kf5+ Крg4 7.Kg7 Крh4 8.Крf2 Крg4 9.Kg6 Крh3 10.Kf6 Крh2 11.Kf4 Крh1 12.Kf5 Крh2 13.Kg4+ Крh1 14.Kg3?. Сменяя горизонтальные узоры (после 5-го хода) на вертикальный (после 12-го), белые кони искусно загоняют в угол черного короля.

В середине 50-х годов известный этюдист Гиа Надареишвили предложил тему "Мхедрули", что в переводе с грузинского означает коневая. Тема посвящена разработке четкого взаимодействия коней, позволяющего образовать вечное (или частичное) нападение на короля. На редкость изящно тема воплощена в № 2.

№ 2. Г.НАДАРЕИШВИЛИ

III приз, "Тhemes-64", 1958

(Иллюстрация 2)

Ничья

1.Kb4+ Крa5 2.Kc6+ Крa4 3.Kb6+ Крa3 4.Kc4+ Крa2, и пуанта этюда 5.Cf3!, вынуждая 5...Ф:f3 (5...Фf8+ 6.Крh7 Фf7+ 7.Крh8 Ф:c4 8.Cd5! Ф:d5 9.Kb4+ 10.K:d5 с ничьей) 6.Kb4+ Крa1 7.Kc2+ Крa2 8.Kb4+ - позиционная ничья.

Нередко композиторы обращаются и к "обезьяньей " теме, суть которой в точном повторении одной из сторон маневра другой.

№ 3. Д.КУТЦБОРСКИЙ

I приз, "Deutsche

(Иллюстрация 3)

Schachblatter", 1976

Мат в 5 ходов

1.Kd5! с угрозой забрать слона - 2.K:c3 - 3.Cd4?. Черные отвечают тем же - 1...Kd3! Слона приходится убирать, но точно так же поступают и черные. 2.Ca7 Ca1!, и здесь белые хитрят - 3.Kb6! Kb2!? Возникла исходная позиция, только слоны сместились на линию а, причем черный оказался перекрыт своим же конем. Белые незамедлительно используют это обстоятельство - 4.K:d7+ C:d7 5.Cd4?!

№ 4. К.КОККЕЛЬКОРН,

Й.КОТЦ, 1911

"Festschrift AS Munchen"

(Иллюстрация 4)

Мат в 4 хода

1.Фf7! - 2.Kd3+ Крd1 3.Фb3?, 1...Cd5 2.Фa7 Лa4 3.Фh7! Лe4 4.Фh1?, 3...Ce4 4.Фh4?. Синтез фронтально -диагональных перемещений ферзя и тематических черных фигур, завершающийся их взаимным перекрыти ем на поле е4, впервые был украшен так называемыми критическими ходами черных (1...Cd5 и 2...Лa4). Авторы предпослали задаче девиз "Die Schwalbe" (ласточка ) с двойным подтекстом: "одна ласточка не делает весны" (с призывом к коллегам исследовать такой маневр) и графической интерпретацией "ласточкина хвоста". Позднее немецкие составители использовали девиз как название своего журнала по шахматной композиции.

№ 5. Т. НИСЛЬ

I приз, "Deutsche
Schachzeitung", 1941

(Иллюстрация 5)

Мат в 6 ходов

1.Лg6! - 2.Л:f6, 1...Ch8! 2.Лg7! - 3.Фc1+ Лb1 4.Фc3+ Лb2 5.Лg1?, 2...С:g7 3.Фg1+ Лb1 4.Ф:g7+ Лb2 5.Фd4! Крb1 6.Фd1?. Замысел этой задачи получил название "мышеловки " - белые загоняют в угол слона, а потом ходом 2.Лg7! защелкивают "дверцу". Этот сюжет иногда зловеще называют и "гильоти ной".

№ 6. Й. БРОЙЕР
1938

(Иллюстрация 6)

Мат в 5 ходов

1.0-0-0! - 2.Л:d6, 1...d5 2.Лf1! f5 3.Лe1 e5 4.Л:e5 - 5.Лe8?. Если ладью g7 переставить на f7, то задача решается по-другому: 1.Лa3! h5! 2.Лf3! f5 3.Лg3 g5 4.Л:g5. Еще один популярный маневр ладьи, пытающейся прорваться сквозь пешечный строй. Он напоминает известную игру на 64-клеточной доске "волки и овцы".

№ 7. Г. ГОМОЛУХ

Приз, "Hamburger
Problemnachrich.", 1947

(Иллюстрация 7)

Мат в 4 хода

1.Кf3! Кр:f3 2.Kf4! Кр:f4 3.Ce4! Кр:e4 4.Фg4?! Король, как "удав", заглотил одного за другим трех белых "кроликов ", которых удачливый охотник-ферзь использовал как приманку.

Образ меняющего свою окраску хамелеона широко используется в журналистике. Очень распространен он и в композиции. Эхо-хамелеонными называют идентичные матовые картины, отличающиеся лишь цветом поля, на котором стоит черный король.

№ 8. Й. ПОСПИШИЛ
1897

(Иллюстрация 8)

Мат в 3 хода

1.Ke7! Кр:c4 2.Kc6 Крc3 3.Фc1?, 1...Kрe5 2.Kd5 Крf5 3.Фh5? - точные эхо-хамелеонные маты, создаваемые тандемом коней и ферзем. 1...Kрc3 2.Фc1+ Крd4(b4) 3.Kc6? - традиционный третий вариант с правильным матом.

Из греческой мифологии нам известна птица Феникс, которая при приближении смерти сжигала себя, чтобы возродиться потом молодой и обновленной.

№ 9. М. КАЙО

III поч. отзыв, Мемориал
З.Бикоса, 1991

(Иллюстрация 9)

Кооперативный мат

в 2 хода. 2 решения

1.C:h3 h8Л! - черные забрали белую ладью, но она вновь появляется на доске! 2.Кр:c3 Л:h3?, 1.Л:e6 c8C! 2.Кр:c4 C:e6? - двукратное выражение темы "феникс".

И для самостоятельного решения предлагаем вам сказочную задачу "Змей Горыныч", в которой для выполнения задания надо одновременно заматовать ("отрубить головы") всех трех черных королей!

№ 10. Я. ВЛАДИМИРОВ

"64 - ШО", 1989

(Иллюстрация 10)

Мат в 3 хода

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Шахматы»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее