ГЕННАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕРДЕЧНЫХ КЛЕТОК

Е. ЧАЗОВ, В. ТКАЧУК, В. ШИРИНСКИЙ. Перспективы генной терапии сердечно-сосудистых заболеваний. "Вестник РАН" том 69, № 1, 1999.

В Российском кардиологическом центре разрабатывается принципиально новый подход к лечению сердечно-сосудистых заболеваний - генная терапия. Смысл ее состоит в том, чтобы модифицировать клетки соединительной ткани, которая образуется в местах поражения сердечной мышцы, и преобразовать их в нормальные кардиомициты - клетки, обладающие способностью сокращаться и проводить электрические импульсы. Такое преобразование позволило бы полностью восстановить работу сердца.

Подобные работы уже ведутся, но пока удается получать лишь клетки скелетных мышц из немышечных клеток - путем введения в них определенных генов. Аналогичным образом предполагается конструировать и кардиомициты, но для этого потребуется провести поиск и "размножение" соответствующих генов.

Стремительное развитие физиологии и биохимии в начале и середине XX века позволило достичь значительного прогресса в разработке новых лекарств и их внедрении в практику. Но чаще всего эти лекарства лечат симптомы, а не причину болезней. В конце нынешнего века молекулярная биология и молекулярная генетика предлагают новые принципы врачевания, позволяющие устранять саму причину. Ученые уверены, что именно генная терапия будет лидирующей в XXI веке.