В который раз в своей истории Россия переживает бурные времена, и, как всегда в подобные периоды, снова раздаются голоса о том, сколь неудовлетворительно наше народное образование. Отметается все - и начальная, и средняя школа, и даже признанная во всем мире высшая.
Член-корреспондент Российской академии наук Н. В. Карлов призывает относиться к реформам в этой области с большой осторожностью. Образование в наше время перестало быть сферой услуг: теперь оно - способ формирования будущего нации.
Человечество нуждается в большем числе знающих специалистов, но сколь глубоки должны быть их знания? Достаточно ли, приступая к работе, владеть лишь некими рецептурными знаниями типа "ноу-хау"? Ответ на этот вопрос видится в Нагорной проповеди. Благоразумный человек, построивший дом на твердом фундаменте, противопоставляется в ней человеку безрассудному, построившему его на песке. Серьезному специалисту необходима фундаментальная научная подготовка, для России, кстати говоря, традиционная.
Всякое послабление в научности образования влечет за собой рост безграмотности общества и как следствие - процветание всякого рода шарлатанства и псевдонауки. Пока, скажем, речь идет о 1000-летнем сокращении европейской хронологии, это еще можно с натяжкой считать относительно безобидным. Но когда дело доходит до лечения тяжелых болезней эликсиром света молодой Луны, это уже становится опасным.
Мистика и паранаука всегда становились особенно напористыми во времена кризисов, и заслоном для них может стать только научно правильное образование, и притом на всех ступенях. Автор считает разумным вернуться к традиционной идее всеобуча, на фоне которого и должны, по его мнению, развиваться элитарные школы и традиции типа олимпиад - разного уровня, вплоть до международных.
Статью заключают слова Конфуция: "Изучать что-либо и не задумываться над выученным - абсолютно бесполезно. Задумываться над чем-либо, не изучив предварительно предмет раздумий, - опасно". Цитата эта как нельзя лучше иллюстрирует проблему реформы образования.