Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

БУДЕТ ЛИ ТУННЕЛЬ ПОД ТАТАРСКИМ ПРОЛИВОМ?

В. ИЛЛАРИОНОВ. Экспресс "Париж - Москва - Сахалин". "Локомотив" № 12, 1998.

Проект создания прямой железнодорожной связи между Дальним Востоком и Сахалином обсуждался недавно на Московском международном научно-техническом семинаре "Опыт и перспективы строительства подводных туннелей в России". Представлен был этот проект творческим коллективом из ведущих специалистов Туннельной ассоциации, Мосгипротранса, Метрогипротранса и ряда других проектных и научных организаций, работавшим по заданию Академии транспорта и Министерства строительства России.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Идея соединить туннелем Сахалин и материк возникла давно, и еще в начале 50-х годов у нас в стране велись инженерно-геологические изыскания к техническому проекту такого туннеля. И даже начиналось само строительство, техника которого, по мнению сегодняшних специалистов, была на тот момент самой прогрессивной в практике мирового туннелестроения. Но в 1954 году строительство прекратили, сочтя более рентабельной организацию между островом и материком постоянного паромного сообщения.

Жизнь, однако, показала малую эффективность такого решения. Теплый период в этом районе не превышает 5 месяцев, а частые циклоны, а также сильные ветры, поднимающие волну высотой до 4-х метров, еще больше затрудняют работу паромной переправы. И в результате она работает не более 6 месяцев в году, что для связи материка с Сахалином явно недостаточно.

Значительно более надежную транспортную линию представляет собой мост или туннель. Но мост, даже если его и удалось бы построить, оказался бы слишком сложным в эксплуатации - опять-таки из-за очень тяжелых климатических условий. А строительство туннеля под Татарским проливом сопряжено с весьма серьезными проблемами. И дело даже не в ширине пролива, которая в самом узком месте составляет 7,8 км. Для сравнения: ширина Ла-Манша - около 40 км, а ширина Цугорского пролива в Японии, через который уже проложен туннель, - 54 км. Но в обоих этих случаях грунт в проливе вполне устойчивый, скальный, тогда как грунт Татарского пролива неустойчивый, "плывущий". Немаловажное значение имеет и высокая сейсмичность района.

Предложенный на семинаре проект туннеля обсуждался учеными России, США, Германии и ряда других стран и рекомендован ими к рассмотрению правительством Российской Федерации. Но только - после проведения углубленных теоретических и экспериментальных исследований, в том числе экологического мониторинга.

Особый интерес проявляют к этому проекту японцы, которые в случае его осуществления намереваются строить туннель или мост с Сахалина на остров Хоккайдо - через пролив Лаперуза. Ведь это дало бы Японии возможность подсоединиться к железнодорожной сети евразийского континента.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Рефераты»