НЕ ВЗБАЛТЫВАТЬ : БИОСФЕРА!

Г. НИКОЛАЕВ По материалам немецкого журнала "Bild der Wissenschaft".

Все большее число животных и растений человек неосознанно или из самых лучших побуждений переселяет в какие-либо другие районы нашей планеты. Часто от этого страдают и природа и человек - ведь природное равновесие очень хрупко.

Кто мог предположить, что милые пушистые кролики ввергнут в экологическую беду целый континент - Австралию!
Завезенная в Среднюю Европу с Кавказа гигантская трава борщевик, как пожар, распространилась в Германии, Чехии, Швеции, Норвегии. С ней борются всяческими способами, включая и огонь, но искоренить эту траву не удается.
В Великих озерах (США) во множестве расплодились моллюски, именуемые зебро-раковинами. Они предпочитают селиться в водозаборниках и тем запирают их. Попали сюда эти моллюски из Каспийского моря.
Борщевик Сосновского.

Примерно полтора века назад корабль, направлявшийся из Англии в Австралию, взял на борт кроликов. В южной Англии они жили и на фермах и в лесу. Людей, затеявших отправку животных в заморскую землю, надо полагать, вдохновляли только добрые намерения.

Сомневающиеся, правда, были, но они опасались лишь того, что дикие кролики могут в Австралии не прижиться. И когда в 1859 году на берегу австралийского штата Виктория открыли клетки с длинноухими путешественниками, чтобы пустить животных в лес на вольное житье, сомнения у скептиков еще не исчезли: понравится ли тут кроликам?

Очень понравилось. Через год их можно было увидеть уже за сто километров от места, где пристал корабль, - и к северу и к западу. Плодовитость зверьков на новом месте не уменьшилась, а, кажется, возросла. Нынешние подсчеты показывают, что самка в среднем за год приносит 30 крольчат, причем старшие ее дети, рожденные, например, в январе, к концу года уже способны давать потомство. В ноябре - декабре крольчиха может иметь еще и с десяток внучат.

Через три-четыре года в Австралии разразилось настоящее бедствие. Число кроликов чудовищно выросло и уже доходило до 750 миллионов - в десятки раз больше, чем людское население континента. Природные условия оказались не просто благоприятными, а стали как бы катализатором роста популяции кроликов. О том, что именно стимулировало их бурное размножение, можно только гадать. Отсутствие природных врагов? Но они есть - дикая собака динго. Правда, собаки предпочитали охотиться на овец и не наносили большого урона кроличьему поголовью.

А ведь есть места на планете, где природа их не жалует. В 1951 году в американский штат Нью-Джерси завезли 20 тысяч кроликов. К началу охотничьего сезона зверьков осталось всего 1600! Так же враждебно природа приняла переселенцев в штатах Огайо, Пенсильвания, Нью-Йорк. В странах Средней и Восточной Европы они тоже почему-то не желают селиться.

Когда в Австралии кролики начали соперничать на пастбищах с овцами и коровами, не только фермеры, но и ученые объявили им войну. Убытки фермеров были очевидны: десять кроликов съедают столько же травы, сколько одна овца, а мяса овца дает в три раза больше.

Эта "австралийская трагедия" широко известна. Но, вероятно, мало кто знает, каких усилий - научных и материальных - стоило стремление исправить экологическую ошибку, допущенную человеком.

Самым эффективным средством против кроликов оказалась болезнь - вирусное заболевание миксоматоз. Впервые его обнаружили в Калифорнии, правда, тамошние кролики сравнительно легко справляются с этой болезнью, но она стала смертельной для животных, привезенных из Европы. Следовательно, таковой должна быть и для австралийских, вывезенных, как мы знаем, из Англии.

В 1938 году решили дать волю вирусу, чтобы он сделал то, чего не могли собаки динго, многокилометровые заборы, охотники, лисы. Однако первые же попытки провалились. Подсаживали зараженных животных, но болезнь не распространялась. Австралийские биологи, проводившие эти опыты, обратили внимание на то, что инфекция затухала, когда зараженных кроликов переселяли в стада, живущие в засушливых районах. Но во влажной местности кролики стали гибнуть сотнями и тысячами. И ученые предположили, что инфекцию переносит комар. Наука не впервые сталкивается со сложным циклом жизни возбудителя болезни, когда ему необходим промежуточный хозяин. Например, носитель малярии - одноклеточный плазмодий попадает в кровь человека через укус комара.

И действительно, во влажных районах, где жили и комары и кролики, животные вымирали (это относилось к юго-восточным штатам Австралии). В засушливых местах даже при наличии комаров кролики благоденствовали. Лишь в 1953 году установили, что переносчи ками инфекции миксоматоза служат не комары, а блохи. Но путь заражения оказался не просто сложным, а, можно сказать, замысловатым.

Узнав о блохах, австралийцы завезли их из Англии и распространили прежде всего в засушливых районах, где, как правило, у кроликов этих паразитов практически нет. Но европейские блохи никак не хотели размножаться в австралийских условиях. Лишь в 1960 году открылось удивительное: самки блох откладывают яйца только после того, как укусят беременную крольчиху. Это объяснило, почему не болеют кролики, обитающие в засушливых местах: в жаркие периоды они прекращают детопроизводство, нет беременных самок, и блохи становятся редкостью. При дальнейшем изучении обнаружили, что спаривание блох происходит только на телах новорожденных крольчат одно -двухдневного возраста.

Когда в Австралии разразился, наконец, "кроличий мор", погибло 98,8 процента зараженных животных. Однако через три года оставшиеся в живых кролики полностью окрепли после перенесенного максоматоза. Большинство из них больше уже не заболевало этой болезнью, а заболевшие выздоравливали. У них выработался иммунитет. И все пошло по новой. Через шесть лет было отловлено почти 76 миллионов зверьков. Но это лишь часть нынешнего длинноухого населения Зеленого континента.

В последнее время сделали еще одну попытку - завезли лис: они должны были заменить не оправдавших надежд диких собак динго. Но и на этот раз судьба оказалась благосклон ной к кроликам: лисы предпочитают ловить мелких грызунов и других животных, а не гоняться за шустрыми зверьками. Противостояние продолжается, и, кто знает, будет ли ему конец. Всю эту историю подробно и обстоятельно описал в своих книгах чешский путешественник и ученый Б. Гржимек.

Есть немало и не столь известных примеров сознательного или случайного внедрения животных и растений в новые для них природные условия. Главным виновником непреднаме ренных перемещений в мире фауны и флоры чаще всего бывает транспорт: корабли, поезда, самолеты, автомобили.

Современное судно имеет на борту балласт для улучшения мореходных качеств. Балластом служит вода, взятая прямо из-за борта. Теперешние огромные грузовозы заполняют свои танки тысячами тонн этой воды. Вместе с ней насосы закачивают не только несметные количества микроорганизмов, но и более крупную живность: крабов, моллюсков, мелких рачков. Подсчитано, что в среднем в балластных водах присутствует свыше 400 разновидностей животных, микроорганизмов и растений. Всего за год в международные порты корабли доставляют до 10 миллиардов тонн такой воды. Если ее сбрасывают там, где соленость, температура, питательная среда устраивают вновь прибывших гостей, они начинают борьбу с местными обитателями за право здесь жить. В бухте Сан-Франциско, например, 99 процентов биомассы состоит из организмов, ранее никогда здесь не живших.

Америка, в свою очередь, одарила Старый Свет посланцами, обитающими в ее прибрежных водах. Остановимся на одном из таких "гостей", прибывшим в Европу. Какой-то корабль, вероятно, где-то в Северной Атлантике набрал с балластной водой беспозвоночных животных - гребневиков. У гребневика, как у медузы, прозрачное, студенистое тело, по форме напоминающее короткий толстый огурец, обрезанный с одного конца. Гребневик - хищник, он питается планктонными мелкими животными, мальками рыб и их икрой. Лет пятнадцать назад он попал в Черное море, нашел там благоприятные для себя условия и настолько размножился, что, по сути, подорвал местное рыболовство (см. "Наука и жизнь" № 3, 1990 г.).

Есть соглашение между Австралией, США, Израилем, Канадой и некоторыми другими странами, обязывающее корабли до захода в порт назначения, еще в открытом море, сменить балластную воду. Но это далеко не радикальное средство защиты. Придуманы и другие способы преградить путь непрошеным гостям: в эту воду подмешивают яды, балластной водой охлаждают корабельный дизель, вода при этом нагревается выше 40 градусов, отчего гибнут живые организмы.

Но оправдываются ли все эти хлопоты и затраты, если фильтры при заборе балластной воды могут пропустить хотя бы одну-две, вроде бы, безобидных улитки или раковины?

В Средней Европе такими же нежеланными новоселами стали енот-полоскун, тропическая жаба, куница, трава-недотрога, гигантские борщевики. Особо крупных, катастрофическо го масштаба, событий из-за них в последние годы в Европе не случалось, но все же заметный урон природа понесла.

В Новой Зеландии осы, прибывшие из Германии, вместе с местными съели почти всех гусениц в лесах. Этот разбой грозит вымиранием местных видов бабочек.

Завезенные из Австралии во Флориду (США) деревья вида Melaleuca попали там в благоприятные условия и быстро заняли большие площади. Специалисты опасаются, что на полуострове будет серьезно нарушено экологическое равновесие.

Еще опаснее выглядят последствия неожиданного распространения в США моллюсков, имеющих полосатую, треугольную раковину (иначе именуемых зебро-раковинами). Предполагают, что их родина - Каспийское море. Какими-то путями они проникли сначала в пресные воды Западной Европы, а затем и в Великие американские озера. И вот там показали, на что способны. Зебро-раковины начали размножаться так стремительно, что забили все каналы и трубопроводы, отводящие из озер воду. На озере Эри в таких ракушечных "пробках" насчитывают до 32 тысяч особей на один квадратный метр. Борьба с этим нашествием обходится США в 120 миллионов долларов в год. Американцы надеются на успешное истребление непрошеных гостей. Но время покажет!

Возрастающие международные транспортные связи и торговля, а также неуклонное потепление климата способствуют перемещению разных видов животных и растений. Авторитетный в мире науки американский журнал "Science" предупреждает об опасности "экологического плавильного тигля", о грозящей "глобализации экосистем". Так, доктор Ульрика Дойле из Берлина с грустью пишет, что шотландский вересковый ландшафт теперь можно найти и в Новой Зеландии, и заключает: "Если ничего не предпринимать, то скоро в одинаковых климатических зонах повсюду будет произрастать одно и то же".

Но что предпринять? Борьба с переселившимися видами чрезвычайно сложна, и итог ее может оказаться совсем не таким, на который мы рассчитываем.

В Германии нашлись добровольцы, поставившие целью избавить земли своей страны от пришельца с Кавказа - гигантского борщевика. В Северную Европу борщевик завезли, рассчитывая использовать его на корм скоту: трава быстро размножается и дает обильную сочную зеленую массу. В России борщевик пока не считается страшным вредителем, но в Германии на него уже смотрят с большой опаской. Попал он туда еще в 1890 году и стал стремительно распространяться: вначале по берегам рек и озер, теперь селится повсеместно.

И вот, надев робы с длинными рукавами и перчатки, чтобы защитить себя от сока растения, который на солнце сильно раздражает кожу, энтузиасты борьбы с этой травой начали ее изводить. Уничтожали бутоны и цветки, выкапывали корни, измельчали их в земле, сжигали изрубленные растения. Ничто не помогло. Незваный гость продолжает свое наступление.

В Чехии тоже пытались изгнать борщевик и огнем и мечом. Там эта высокорослая трава стеной окольцовывала некоторые деревни. Пришлось мобилизовать солдат, чтобы освободить из ядовитого зеленого плена поселки. В Швеции для борьбы с борщевиком организовали гражданские добровольные отряды. В Дании и Норвегии делали попытки как-то изолировать занятые им участки, чтобы предотвратить дальнейшее распространение зарослей. Пока еще ни одна из этих мер не помогла - любой еле заметный кусок корня или ветки на следующую весну, как отрубленные части бессмертного дракона, снова оживают и продолжают свое наступление.

Почти то же самое происходит в Англии и Ирландии. Только там страдают от нашествия рододендронов. Пущены в ход бульдозеры, огонь, яды. И все пока напрасно.

Каждый комочек земли, прилипший к подошве, каждая складка в одежде человека могут стать транспортным средством для семян растения, готового переселиться. Одна из чрезвычайно актуальных задач ботаников - выявить такие растения и оповестить об этом население. Необходимо строгое законодательное регулирование ввоза и высадки растений из других природных зон. А при культивировании новых растений нужна особая вниматель ность. Не бросать осенью части этих растений в общую кучу садовых отходов, а все до последнего листика сжигать.

Поучительный пример, чем может обернуться нарушение этих нехитрых правил, преподнес Океанографический музей в Монако. Там ополоснули контейнер, в котором были привезены водоросли из южных морей. По невнимательности или по незнанию эту воду с растительными остатками выплеснули в море. Было это в 1984 году. Сегодня на дне Средиземного моря водоросль-новосел занимает 3 тысячи гектаров. Она полностью изгнала коренную раститель ность.

Многие считают: то, что красиво цветет, не может быть опасным для нашей природы. Это заблуждение развенчивает прелестно цветущая трава под названием "недотрога". В некоторых местах Европы она так густо разрослась по берегам ручьев, что кряквы и змеи лишились мест для гнездования. Им нужны для этого кустарники, а трава их вытеснила.

Самые вредоносные переселенцы, хотя и невидимые, это микроскопические существа. Рядом с ними можно поставить и насекомых. Специалисты считают опасными переселен цами щитовок, паразитирующих на растениях, фараоновых муравьев, тараканов, клещей.

В условиях тропического климата носитель болезней - "хозяин" и промежуточный "хозяин" перемещаются особенно легко. Например, переносчики малярии комары анофелес. Глобальное потепление климата Земли способствует появлению этого комара не только в тропиках, но и в других климатических поясах.

Много вреда могут принести улитки, и особенно пресноводная улитка Биомфалариа глабрата, которая является промежуточным "хозяином" для возбудителя тяжелой болезни мочевых путей и кишечника. Предполагают, что она была завезена каким-то кораблем из Бразилии в дельту Нила в начале семидесятых годов ХХ века и сделалась там бичом для людей.

Два десятка лет назад в мировой печати появились тревожные сообщения: морская звезда под названием "Терновый венец" поселилась на кораллах Большого барьерного рифа, отгораживающего северное побережье Австралии от разрушительных океанических волн. Когда эта звезда ползет по зарослям кораллов, за ней остается лишь белая полоса - объеденные скелеты погибших живых существ. Все живые ткани полипов она съедает, а оставшиеся непрочные известковые скелеты не могут противостоять океанским волнам. Это означает, что австралийский барьерный риф будет уничтожен, пострадает и все низменное побережье материка.

Угроза такой страшной беды, конечно, взволновала всех. Начались поиски виновника, который принес "десант" звезд на кораллы австралийского рифа. Годы исследований показали: люди здесь ни при чем, личинки Тернового венца занесло на риф течением. Сейчас как будто все успокоилось, опасность барьеру, кажется, не грозит.

Может быть, этот пример оправдывает такое заключение: нарушения, причиной которых явилась сама природа, ею же и сглаживаются.

За свою историю Земля пережила немало природных катастроф, но в конце концов силы природы приводили все в равновесие - не статическое, застывшее, а динамическое, подвижное. Сейчас человечество сознательно или невольно вмешивается, "взбалтывает" налаженный природой порядок. И страдает от этого прежде всего сам человек.

Будьте внимательны и бережны к природе. Она сурова, когда с ней не считаются!

Бюро справок

И КОРМ, И ЗЛОСТНЫЙ СОРНЯК

Еще не так давно борщевик Сосновского - самая исполинская из растущих в России трав считалась ценной кормовой культурой, причем фантастически урожайной (до 1300 центнеров силоса с гектара) и удивительно дешевой (см. "Наука и жизнь" № 4, 1979 г.).

Впервые борщевик Сосновского стали выращивать как силосное растение в 1947 году в Полярно-аль пийском ботаническом саду в Хибинах. Прошли годы, и выяснилось, что растение свыкается с самыми разнообразными климатическими условиями и для него подходят любые "бросовые" участки земли. Во второй половине 1990-х годов появился борщевик на опушках лесов и полей средней полосы России (см. "Наука и жизнь" № 1, 1996 г.).

Легко размножаясь самосевом, он за короткий срок может быстро завоевать огромные площади, как это случилось в странах Западной Европы. Так что пересаживать борщевик в свой сад, несмотря на необыкновенную декоративность, вряд ли стоит. А если это растение уже есть на участке и вы хотите от него избавиться, ранней весной при появлении всходов закройте места посадок прижатыми к земле кусками пленки, клеенки или другим плотным материалом. Чтобы преградить путь корням на новые участки, прокопайте разделительные канавки, укрепив и затемнив их стенки. Чтобы не получить ожоги, наденьте перчатки, плотную одежду и скосите оставшиеся растения в момент цветения, еще до образования семян. В соке борщевика содержится природное соединение - фитодинамически активный кумарин, усиливающий при воздействии солнечного света пигментацию кожи человека и вызывающий ее сильное воспаление. Так что в случаях соприкосновения с растением тщательно промойте водой кожу.

Если все эти меры не помогут, для уничтожения злостного сорняка придется воспользоваться гербицидом, в частности раундапом.

Другие статьи из рубрики «Проблемы экологии»

В 1984 году сотрудники Океанографического музея в Монако выплеснули в море воду из контейнера, в котором были до того водоросли, привезенные из тропиков. Санвегра - так называется это донное растение - прижилась и столь бурно разрослась на новом месте, что на площади в 3 тысячи гектаров вытеснила всю местную растительность.