Альберт Эйнштейн: счастливые годы в Берне

Кандидат физико-математических наук, доктор естествознания (Германия) Евгений Беркович

В негласной столице Швейцарии старинном городе Берне Альберт Эйнштейн прожил семь лет. Этот период жизни не только стал, по его словам, счастливым, но и оказался необыкновенно результативным. До Берна Эйнштейн не с первого раза поступил в цюрихский Политехникум, не смог защитить первую диссертацию, опубликовал пять научных статей в журнале «Annalen der Physik», две из которых были основаны на ложной гипотезе, а три повторяли результаты, уже опубликованные до него, хотя и неизвестные ему в то время. Так что учёный Эйнштейн стал по-настоящему известен коллегам-физикам только в Берне, и знаменитый «год чудес», удививший научный мир целым водопадом гениальных работ, изменивших представления о пространстве, времени и материи, тоже случился именно в бернский период.

О том, с каким багажом приехал Эйнштейн в Берн, как он шёл к своему «году чудес» и чего ему стоил переход от карьеры государственного швейцарского служащего к академической карьере учёного, мы и поговорим в предлагаемой читателю статье.

Альберт Эйнштейн в Патентном ведомстве. Берн, 1905 год. PD.ETH-Bibliothek Zurich/Bildarchiv/Fotograf: Unbekannt/Portr_05937/.

Как всё начиналось?

После четырёх лет обучения в цюрихском Федеральном высшем политехническом институте, который обычно называют Политехникумом, Альберт Эйнштейн получил, наконец, 28 июля 1900 года диплом «преподавателя-предметника в области математики». В выпускном свидетельстве записано: «Diplom als Fachlehrer in mathem. Richtung», дословно «в математическом направлении».

В то время Политехникум составляли семь отделений (в других вузах они называются факультетами). Эйнштейн поступил в отделение VI, которое готовило преподавателей по математике и естественным наукам для средних школ Швейцарии. Отделение состояло из двух секций: математической секции VI-A, объединяющей математику, физику и астрономию, и естественнонаучной секции VI-B, куда входили другие естественные науки, включая геологию, агрономию и лесное хозяйство. В 1899 году, незадолго до окончания Эйнштейном Политехникума, секция VI-A была переименована в физико-математическую. Руководителем секции VI-A был математик Адольф Гурвиц, а секции VI-B — геолог Альберт Хайм.

Во времена Эйнштейна в Политехникуме учился 841 студент, из них в секции VI-A — 23 студента, из которых 11 — десять юношей и одна девушка — поступили вместе с Эйнштейном в 1896 году. Девушку звали Милева Марич, она была единственной студенткой во всей секции VI-A...