Фарт инженера Павлуцкого

Алексей Мясников

Название речки Кары, впадающей в Шилку, с тюркских и монгольских языков переводится как «Чёрная». Что имели в виду забайкальские кочевники, когда нарекли реку столь грозным именем? Наверное, так они подчеркнули суровую природу её окрестностей, указали, что в местах этих на долю человека выпадет немало испытаний.

Промывка золота. Открытка начала XX века.

Действительно, сотни лет Кара выглядела негостеприимной, оправдывала своё название. Она текла среди невысоких сопок, на склонах которых лежали огромные валуны и шумела мрачная, почти непролазная тайга. В засушливые годы становилась мелководной, а после обильных дождей бурлила, выходила из берегов, угрожая смести всё на своём пути.

Но несмотря на зловещее имя реки и сложные условия, сюда шли смелые и любознательные люди. Землепроходцы рубили лес, пытались заниматься скотоводством, охотой, сеять хлеб. В XVIII веке в устье Кары стояло небольшое селение, которое называлось Карой, или Переломовой. Через него к Шилкинскому заводу шли тунгусы, желавшие обменять промысловые товары на порох и различные припасы.

В 20-х годах XIX века девственная карийская природа начала медленно отступать перед трудовым натиском рудознатцев. В то время начальник Нерчинских заводов Тимофей Степанович Бурнашев, обеспокоенный истощением старых рудников, решил отправить в малоизученные уголки Забайкалья геологические партии, которые были нацелены на выявление новых месторождений серебросвинцовых руд...

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее