Есть ли среди животных альтруисты?

Кирилл Стасевич

Изучать поведение животных стало намного проще. Если раньше у зоологов не было другого варианта, как часами терпеливо сидеть в засаде с биноклем, а потом гадать, чем занимались птица или зверь, когда на них перестали смотреть, то теперь исследователи активно пользуются новейшими достижениями микроэлектроники. Например, чтобы непрерывно наблюдать за каким-то участком дикого леса, там ставят незаметную камеру, а потом смотрят, кто попал в объектив. А если хотят узнать, куда летает какая-нибудь птичка, к ней прикрепляют GPS-датчик. Разумеется, эти устройства должны быть очень маленькими, чтобы не доставлять животным никаких неудобств.

Австралийские вороны-свистуны. Птенец просит еду у родителя. Фото: Toby Hudson/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0.

Именно такие маленькие и, как представляется, удобные датчики сотрудники австралийского Университета Саншайн-Коаст попытались прикрепить к воронам-свистунам. Ворон-свистунов часто называют австралийскими сороками, но это просто калька с английского australian magpies. Внешним видом и повадками они в самом деле похожи на наших сорок, но ни к сорокам, ни к воронам эти птицы не имеют никакого отношения. Вороны-свистуны это даже не Врановые, это отдельное семейство Ласточковых сорокопутов. Свистунами их назвали за особые певческие таланты, но замечательны они не только пением. Вороны-свистуны исключительно социальны: живя постоянными группами на одном и том же месте по многу лет подряд, они охраняют свою территорию как от хищников, так и от ворон-конкурентов. На границе участков порой можно наблюдать характерные перебранки, когда птицы выстраиваются в линию вдоль воображаемой границы и бранят соседей, а те точно так же бранят их в ответ. При этом внутри одной группы вороны-свистуны исключительно дружелюбны к товарищам, играют друг с другом, как щенки или котята.

Как всякие социальные животные, вороны-свистуны пользуются особым вниманием со стороны исследователей. Иерархическая структура, механизмы улаживания конфликтов, зависимость социальных отношений от пола и возраста птиц, переход из одной группы в другую — все эти особенности поведения можно узнать с помощью специальных устройств, которые отслеживают активность птиц и их контакты друг с другом...