Чиа, он же испанский шалфей

Кандидат фармацевтических наук Игорь Сокольский

Всё полезно, что в рот полезло.
Всё хорошо, да не как толокно.

В. И. Даль. Пословицы русского народа


С недавних пор в европейских и отечественных магазинах, позиционирующих себя как источники товаров здорового питания, появился продукт с названием «семена чиа», реклама полезных свойств которого смущает умы многих приверженцев «органической» пищи.

Растение чиа. Рисунок из «Флорентийского кодекса» XVI века. Библиотека Медичи Лауренциана, Флоренция, Италия. Иллюстрация: Fr. Bemardino de Sahaqun/Wikimedia Commons/PD.
Цветущий и плодоносящий стебель чиа с сегментами цветка, плода и семени. Цветная гравюра М. Бушара. 1775 год.
Шалфей испанский. Фото: Kizysztof Ziamek, Kenraiz/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0.
Семена чиа. Фото: Magister Mathematicae/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0.
Сравнительный анализ пищевой ценности семян чиа и льна (в 100 г продукта).

Чиа — еда представителей древнейших цивилизаций: ольмеков, майя, тольтеков, ацтеков и других племён, обитавших на той территории Южной Америки, которую сейчас занимают Мексика, Гватемала и граничащие с ними страны. Располагая только одним высокоурожайным злаковым растением — маисом (кукурузой), население этих мест было вынуждено дополнять и разнообразить свою еду семенами чиа, киноа и амаранта1 — растений, не относящихся к злаковым (их часто называют псевдозерновыми культурами).

Европейцы узнали о семенах чиа из рукописных кодексов, содержащих ацтекские пиктографические рисунки с пояснениями на испанском языке. После завоевания Мексики Кастильской короной такие комментированные кодексы составлялись по заказу испанских колонизаторов для получения информации о жизни коренного населения.

Одним из самых ранних по времени создания и хорошо сохранившимся до сегодняшних дней ацтекским памятником такого рода считается рукопись «Кодекс Мендоса»2, предположительно написанная в Испании в 30—40-е годы XVI столетия на основе оригинала, присланного из Мексики. Вторая часть «Кодекса Мендоса» содержит детальный перечень дани, которую жители 371 селения уплачивали верховным правителям доиспанской страны Мешико. Среди продуктов и предметов быта, составляющих дань, наряду с маисом, фасолью и амарантом обязательно упоминались семена чиа: «Два ларя, один с маисом и другой с уаутли, что является семенами амаранта. Два ларя, один с фасолью и другой с чиа». С определённой долей уверенности можно сказать, что все четыре культуры были основными продуктами питания ацтеков, майя и других племён.

Семена чиа упоминаются как продукт питания в ещё одном манускрипте, названном «Общая история о делах Новой Испании, или Флорентийский кодекс»3. Его составил испанский миссионер, монах ордена францисканцев Бернардино де Саагун (1499—1590), приплывший в Мексику в 1529 году, через восемь лет после завоевания страны испанцами. Между 1570 и 1585 годами это обширное сочинение было опубликовано на испанском языке в 12 томах, представлявших собой обзор обычаев, религии, социальных и политических институтов, флоры и фауны доиспанского мира Мексики. В частности, в 11 томе «Естественной истории…» содержатся описание и стилизованные рисунки животных, птиц, деревьев, трав, в том числе и травы чиа.

В 1753 году растение, которое ацтеки называли чиан, или чиэн, доставили Карлу Линнею. Знаменитый шведский ботаник назвал его шалфеем испанским (Salvia hispanica) и поместил в семейство Губоцветные, которое позднее стали называть семейством Яснотковые.

Чиа, или шалфей испанский, — травянистый однолетник, растущий в диком виде в горных областях с засушливым и полузасушливым климатом Центральной и Южной Мексики, Гватемалы, Эквадора, Боливии и Аргентины. Растение не переносит температуру воздуха ниже +5°C. В подходящем климате достигает высоты 60—90 см. Листья длиной до 8 см, заострённые, светло-зелёные. Соцветия — плотные кисти с голубыми цветками. Плод — коробочка с многочисленными мелкими овальными семенами длиной около 1 мм.

Название чиа в равной степени относят как к растению, так и к его семенам. Семена чаще всего чёрного цвета, реже белого и серого с крапинками. Чёрные семена, как правило, дешевле других, но присутствие коричневых тонов в окраске семян может указывать на их низкое качество.

Семена чиа получили популярность не столько благодаря своим вкусовым и полезным свойствам, сколько из-за давней истории их употребления в пищу населением Мексики и других стран Латинской Америки. Сейчас шалфей испанский выращивают в коммерческих целях в Мексике и Гватемале, а также в Боливии, Эквадоре, Колумбии, Никарагуа, на северо-западе Аргентины, в некоторых частях Австралии и на юго-западе Соединённых Штатов. Продолжительность цикла получения семян зависит от местоположения посевов. Для различных экосистем Мексики, Боливии, Аргентины и Эквадора она составляет 100—180 дней. Урожайность зависит от сорта, способа и условий выращивания; в среднем собирают от 450 до 1250 килограммов семян с гектара.

Ценность семян чиа в том, что они содержат 25—30% экстрагируемого растительного масла. Однако чаще эти семена применяют в кулинарной технологии в качестве пищевой добавки, используя их свойство после набухания в воде увеличиваться в объёме в несколько раз, образуя желеобразную массу.

В 2009 году Европейское агентство по безопасности продуктов питания объявило семена и масло чиа новыми продуктами питания в Европе, но при этом ограничило их применение. Их можно добавлять в качестве компонента в хлеб, хлебобулочные изделия, сухие завтраки, каши быстрого приготовления, энергетические батончики, ореховые смеси в количестве не более 10%. Разрешается также добавлять до 1,3% полученной из них желеобразной массы как загуститель в йогурты, фруктовые соки и фруктовые соковые смеси. Поскольку этот товар недостаточно изучен, в рекламе не разрешается упоминать его полезные свойства, а на упаковках должно присутствовать указание, что ежедневная норма потребления не может превышать 15 г.

Современные исследования указывают на потенциальную пользу для здоровья от употребления в пищу семян чиа, но пока научные работы в этом направлении немногочисленны и неубедительны. Точно так же отсутствуют статистически значимые данные о положительном влиянии потребления чиа на снижение факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний у людей4.

Сравним семена чиа с отечественными семенами льна — продуктом, близким им по составу нутриентов и имеющим очень давнее применение в пище.

Таблица наглядно демонстрирует, что существенного преимущества у семян чиа по сравнению с семенами льна нет. Это в полной мере касается содержания в них витаминов, макро- и микроэлементов.

По составу аминокислот белки семян чиа и льна почти не отличаются. В белках и тех, и других семян практически нет глютеновой фракции (клейковины), что, с одной стороны, повышает их привлекательность для людей с выраженной непереносимостью глютена, но, с другой стороны, ограничивает применение муки из семян чиа для выпечки хлебобулочных изделий — её используют только в смеси с настоящей мукой, полученной из злаков.

Жиры семян чиа в среднем содержат 10% насыщенных жирных кислот (пальмитиновая, стеариновая и др.), 7% мононенасыщенных (миристолеиновая, пальмитолеиновая, олеиновая и др.), 83% полиненасыщенных (линолевая, линоленовая и др.) и незначительное количество трансжиров. Для сравнения: жирное масло семян льна в среднем включает 10% насыщенных, 22% мононенасыщенных и 68% полиненасыщенных жирных кислот5.

Диетологи непременно отмечают присутствие в жирных маслах льна и чиа полезных компонентов омега-3 и омега-6, не подозревая, что под ними скрываются жирные кислоты, входящие в состав всех растительных масел. В случае омега-3 речь идёт о полиненасыщенных производных линоленовой кислоты, а в случае омега-6 — о производных линолевой кислоты. Происхождение этих запоминающихся названий связано со строением жирных кислот. В растительных насыщенных жирных кислотах связи между всеми атомами углерода в цепочке одинарные. В ненасыщенных жирных кислотах одна или несколько связей между атомами углерода — двойные. Для того чтобы точно указать положение двойной связи в химии жирных кислот, принято обозначать атомы в цепочке буквами греческого алфавита. Ближайший к карбонильной группе атом углерода обозначается первой буквой греческого алфавита альфа (α), тогда как на другом конце цепочки метильному углеродному атому всегда присваивается последняя буква алфавита — омега (ω). Таким образом, таинственные названия омега-3 и омега-6 означают, что двойная связь в цепочке углеродных атомов жирной кислоты находится у третьего или шестого от конца цепочки углеродного атома, и более ничего. Кому и когда пришла идея использовать способ определения местонахождения двойной связи в информации о вреде холестерина и необходимости потреблять для борьбы с ним ненасыщенные жирные кислоты, науке неизвестно.

Содержание углеводов в семенах чиа выше, чем в семенах льна, и представлены они целлюлозой, гемицеллюлозой, крахмалом, сахарозой, глюкозой и фруктозой. Углеводы чиа содержат повышенное по сравнению с привычными нам злаками количество неперевариваемых пищевых волокон (полисахаридов различного строения). Некоторые из них, попав в желудок, поглощают воду, увеличиваются в объёме и тем самым вызывают чувство насыщения, позволяя снизить ощущение голода у здоровых людей. Вот почему их добавляют в энергетические батончики, сухие завтраки и каши быстрого приготовления.

Семена и чиа, и льна содержат слизи — природные гликопротеиды, углеводная часть которых состоит на 90% из пентозанов и на 10% из гексозанов. Эти вещества обеспечивают влагоудерживающую способность семян чиа, которая превышает данный показатель семян льна в среднем в 1,5 раза. Они же вместе с пектиновыми веществами при контакте с водой способны образовывать гель, который предлагается использовать для улучшения текстуры пищевых продуктов.

Семена чиа содержат некоторое количество биологически активных полифенольных соединений (хлорогеновую, кофейную кислоту, мирицетин, кверцетин и кемпферол), но при рекомендуемой Европейским агентством по безопасности продуктов питания суточной дозе семян в количестве 15 граммов они не способны оказывать существенное антиоксидантное действие и положительное влияние на обмен веществ.

Причисление же семян чиа к здоровой пище делается на основе высокого содержания в них жирного масла с преобладанием ненасыщенных жирных кислот омега-3 и омега-6, полисахаридов, образующих гель, присутствия антиоксидантов и «высокого качества белка». Однако простое сравнение состава нутриентов заморских семян чиа с отечественными семенами льна свидетельствует о том, что они не только не имеют никакого преимущества, но и уступают льну по общему содержанию жирного масла.

Всё чаще можно встретить утверждение, что «семена чиа — это уникальный суперфуд, набирающий популярность во всём мире». Модный нынче термин «суперфуд» придуман как альтернатива фастфуду и применяется к продуктам, которые считаются особенно полезными для здоровья. Во многих средствах массовой информации и интернет-блогах назойливо утверждается, что употребление в пищу «суперфудов» приводит к исчезновению многочисленных болезней, предохраняет от возникновения новых и продлевает жизнь. При этом авторы статей не только не утруждают себя доказательствами чудесных свойств вполне обычных продуктов, но и прямо игнорируют тот факт, что ещё в 2007 году Европейское агентство по безопасности продуктов питания запретило маркировать продукты питания как «суперфуды» по причине отсутствия медицинского заключения о доказанной пользе и эффективности продукта. Использование этого термина считается рекламной уловкой с намерением привлечь внимание покупателей к не находящему широкого сбыта обычному товару, продаваемому по несуразно высокой цене. Не существует никакого официального списка «суперфудов». Их рекламный перечень создаётся произвольно и меняется в зависимости от того, какой продукт нуждается в повышении сбыта.

Что касается семян чиа, то они без всяких на то оснований рекламируются как средство для снижения веса, нормализации уровня сахара в крови, повышения выносливости организма за счёт высокого уровня содержания белка, клетчатки, кальция, калия, магния, кислот омега-3 и омега-6.

Тем читателям, которые решаются употреблять в пищу «суперфуды», следует помнить о чувстве меры, согласно русской пословице: «Сам себе во всём меру знай» или высказыванию китайского философа VI—V веков до н. э. Лао-цзы: «Мудрец избегает всякой крайности». любой полезный продукт и самая вкусная еда при отсутствии чувства меры могут превратиться в свою противоположность.

Семена чиа в современной кулинарии начинают упо-треблять в супах, салатах или десертах в качестве топпинга — «кулинарного средства, способного придать блюдам изысканный вкус и красочный, оригинальный вид». Какое отношение «топпинг» имеет к семенам чиа, которые не обладают ни выразительным вкусом, ни ароматом и способны образовывать лишь безвкусную слизистую желеобразную массу, остаётся загадкой.

Автор, прежде чем написать статью, приобрёл семена чиа, сварил их согласно рекомендации и, попробовав на вкус, пришёл к твёрдому убеждению, что полученное блюдо своеобразной консистенции явно уступает по вкусовым свойствам практически всем привычным нам крупам.

К заморским семенам чиа пока надо относиться лишь как к возможности изредка разнообразить свой рацион. При этом стоит прислушаться к не лишённому основания мнению, что экзотической пище следует предпочитать овощи, фрукты, ягоды, злаки, семена, орехи, произрастающие на родине, поскольку организм и его ферментная система в процессе эволюции адаптированы к их нормальному усвоению. Доступная альтернатива этим заморским семенам чиа — отечественные семена льна, которые обладают весьма близким составом нутриентов и аналогичными кулинарными свойствами.

Комментарии к статье

1 См. «Киноа и амарант — ”золотые зёрна индейцев”, обитающих на горных склонах Анд», «Наука и жизнь» № 4, 2018 г.

2 В настоящее время «Кодекс Мендоса» хранится в Бодлианской библиотеке Оксфордского университета, Великобритания.

3 Рукопись под названием «Флорентийский кодекс» стала собственностью семьи Медичи не позднее 1588 года и сейчас находится в Библиотеке Медичи Лауренциана во Флоренции.

4 Ferreira C., et al. (2015). «Влияние потребления семян чиа на сердечно-сосудистые факторы риска у человека: систематический обзор». NutrHosp. 32 (5): 1909—1918.

5 Скурихин И. М., Тутельян В. А. Таблицы химического состава и калорийности российских продуктов питания. — М.: ДеЛипринт, 2007.

Другие статьи из рубрики «Беседы о питании»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее