Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ПСОРИАЗ НАЧИНАЕТСЯ С МИНДАЛИН

Псориаз - загадочное кожное заболевание, выражающееся в появлении на коже красной шелушащейся сыпи. Хотя процесс проходит, как правило, безболезненно, не опасен для жизни и не приводит к потере трудоспособности, болезнь незаразна, но крайне неприятна и не лечится. К тому же неизвестны причины псориаза. Существует несколько теорий: псориаз возникает из-за нарушения обмена веществ; это вирусное заболевание; все дело в наследственности; псориаз - нарушение иммунитета; эта болезнь - от нервов. Все теории обладают некоторыми аргументами в свою пользу, все предлагают какие-то меры лечения, которые позволяют хотя бы временно облегчить симптомы. Сейчас появилась теория, обещающая полное исцеление от псориаза.

Еще в 60-х годах прошлого века врачи заметили, что началу псориаза часто предшествует воспаление миндалин. В 70-х годах, когда в медицинскую практику вошли пересадки органов, выяснилось любопытное обстоятельство: после пересадки любого органа (почки, сердца или печени) у пациента с псориазом кожная болезнь отступала.

Группа специалистов из кожной клиники при Мюнхенском университете (Германия) попыталась связать эти два факта. По их гипотезе, воспаление миндалин, вызванное стрептококком, активирует так называемые Т-лимфоциты - клетки иммунной системы. Они распознают стрептококки по определен ным белкам, имеющимся на поверхности этих микробов, и начинают их уничтожение. После окончания инфекции в крови остается небольшое количество Т-лимфоцитов, помнящих структуру белков стрептококков. Они патрулируют по организму и в случае повторного появления стрептококков дают быстрый иммунный ответ.

Беда в том, что в ороговевших клетках кожи, кератиноцитах, имеются белки, похожие по своему строению на белки стрептококков. У некоторых из нас иммунная система путает эти белки, воспринимает нормальные клетки кожи как зараженные стрептококками и начинает процесс их отторжения. Кожа воспаляется и отходит чешуйками.

С точки зрения этой гипотезы понятно, почему после пересадки органа псориаз проходит: такие пациенты, чтобы предотвратить отторжение трансплантата, получают лекарства, гасящие деятельность Т-клеток.

Одна американская фирма уже создала лекарство алефацепт (амевив), специфически угнетающее ошибочную деятельность Т-лимфоцитов в коже и не влияющее на остальную иммунную систему. Алефацепт хорошо зарекомендовал себя при лечении псориаза.

На снимке - стрептококк атакует клетку.

По материалам журнала "Bild der Wissenschaft" (Германия).