Домонгольские фрески из Юрьева монастыря

Егор Антонов

Раскопки экспедиции Института археологии РАН (лето 2014 года). Северная апсида Георгиевского собора с расчищенным древним престолом и временным деревянным настилом. Фото Марины Вдовиченко (2).
Раскрытая поздняя фреска северной апсиды с фрагментами фрески XII века.

В Георгиевском соборе новгородского Юрьева монастыря найдены фрески и граффити, датирующиеся XII веком. Раскопки проводились летом 2014 года экспедицией Института археологии РАН под руководством члена-корреспондента РАН, доктора искусствоведения, профессора Владимира Седова.

В восточной части собора археологи раскрыли и разобрали несколько уровней полов — от XIX до XII века. Полы в соборе перекладывали постоянно, вместе с ростом культурного слоя вокруг храма. Если бы этого не делали, то уровень пола внутри храма был бы ниже, чем уровень поверхности почвы вокруг, и после дождей храм бы затапливало. Как рассказал В. Седов, при устройстве каждого нового пола строители срубали располагавшиеся над ним фрески — в расчёте, что новые будут лучше прежних. Те участки фресок, которые находились на стенах ниже нового уровня пола, сохранились на своих местах. Это нижние части изображений, в основном орнаментальные панно.

Срубленные фрагменты фресок укладывали плотным слоем в качестве подсыпки, которую перекрывали песком, а уже на него клали пол. Эти фрагменты преподнесли археологам подарок: на них сохранились лики. Кроме целых ликов найдено большое количество изображений рук, ног, ушей, бород, усов и так далее.

«Лики — сосредоточение средневековой живописи. Они дают представление о стиле эпохи, о том, какова была эта живопись. Она очень выразительная, интересная и яркая», — отметил руководитель экспедиции.

Фрески надёжно датируются. Так, у штукатурки, по которой они сделаны, характерный состав, который в послемонгольское время уже не применялся. Живопись выполнена в особой, домонгольской технике. Кроме того, манера фресок XII века известна по участкам живописи на стенах в лестничной башне. Известны также участки домонгольских фресок, сохранившиеся под более поздними записями.

Кроме фрагментов фресок в сезоне 2014 года археологи нашли и несколько ценных граффити (процарапанные надписи). Наиболее интересно многострочное граффито 1198 года, в котором говорится о смерти и похоронах Изяслава и Ростислава, сыновей новгородского князя Ярослава Владимировича.

В ходе раскопок археологи подробно изучили устройство храма. Открыты три престола (по одному в каждой апсиде), синтрон (скамья, изгибающаяся вдоль центральной апсиды), основание алтарной преграды. На большой площади открыт первоначальный пол.

Юрьев монастырь один из древнейших в России. По преданию, он был основан Ярославом Мудрым. Первое письменное упоминание о монастыре относится к 1119 году. В XII—XIII веках глава Юрьева монастыря — новгородский архимандрит — был главой магистратов Великого Новгорода. К концу XV века монастырь стал одним из богатейших церковных землевладельцев.

В 70-х годах XVIII века земли монастыря были секуляризированы, и он пришёл в запустение. В XIX веке, в частности, благодаря расположению Александра I и графини Анны Орловой-Чесменской, монастырь переживает новый расцвет. За короткое время здесь реставрируют старые здания и строят несколько новых.

В 1920-х годах имущество монастыря экспроприируют, и к 1928 году на территории монастыря действует только один храм.

Строительство Георгиевского собора началось по инициативе князя Мстислава I Владимировича (1076—1132; великий князь Киевский в 1125—1132 гг.) и длилось 11 лет. После постройки собор стал главным храмом Юрьева монастыря. Возводил собор мастер Пётр — первый древнерусский строитель, имя которого известно.

В соборе хоронили настоятелей монастыря; кроме того, там погребены несколько русских князей и новгородских посадников. Кроме Изяслава и Ростислава здесь обрели покой новгородский посадник Мирошка Несдинич, князь Фёдор Ярославич (брат Александра Невского), его мать Феодосия Мстиславна. В 1453 году в Георгиевском соборе похоронили великого князя Московского Дмитрия Юрьевича Шемяку.

Другие статьи из рубрики «Вести из экспедиций»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее