Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

«Бронзовый век» в Петербурге и Москве. «Европа без границ» — шаг за шагом

Наталья Домрина. Фото автора

В ноябре 1992 года мне довелось переводить беседу корреспондента первого канала немецкого телевидения ARD с министром культуры России Евгением Юрьевичем Сидоровым. Добиться интервью с министром культуры по поводу трофейного искусства или так называемых перемещённых ценностей в начале девяностых было непросто. Но в тот самый день, когда в Санкт-Петербурге открывалась первая выставка, такие ценности показавшая, — «Западноевропейский рисунок XVI—XX веков из собрания Кунстхалле в Бремене», — интервью состоялось. Помню, как входили в кабинет директора Эрмитажа Михаила Борисовича Пиотровского, недавно назначенного на этот пост. Как, поджидая министра, который тоже был «нов», корреспондент листал свои записи, переставлял с места на место вопросы. Их было много, а отводилось нам двадцать минут.


Но вот все готовы. Свет, микрофон: «Работаем!»


…Последний вопрос: «Когда мы увидим сокровище Приама?» Ответ: «Не торопите события, не забегайте вперёд паровоза». Рукопожатие. «Спасибо всем!»

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!


Прошло двадцать лет, и публика увидела не только золото Трои. Москва и Петербург предъявили миру многие «неведомые шедевры». Музейщики, археологи, историки Германии и России вступили в активный диалог, исследователи продолжили научную работу, состоявшиеся выставки («Сокровища Трои», «Шлиман. Петербург. Троя», «Эпоха Меровингов — Европа без границ»…) имели широкий резонанс — наверное, это главное. Локомотив набрал скорость — открылись спецхраны, но вопрос о «перемещённых ценностях» продолжает волновать умы, оставаясь политически острым.


Выставочный проект «Бронзовый век. Европа без границ. Четвёртое — первое тысячелетия до н.э.», о котором мы начали говорить в прошлом номере журнала (см. «Наука и жизнь» № 12, 2013 г., статья «Бронзовый век» в Петербурге и Москве. «Европа без границ» – шаг за шагом. Часть 1»), — событие выдающееся и одновременно рядовое. Оно — в ряду начатых в 1990-е годы «выставочных» шагов. Выдающимся его делают основательность и широта научного подхода к теме — огромному, кажется, неподъёмному пласту, трём тысячелетиям ранней истории европейцев. Труд большого числа исследователей из многих стран и научных школ, их единство в стремлении поддержать работу друг друга и свобода творческого воплощения, вылившаяся в результат: в Государственном Эрмитаже и Государственном историческом музее прошли фактически две разные выставки под общим названием, в основу которых положен один и тот же археологический материал. В Главном штабе (Государственный Эрмитаж) выставка носила научный характер и была строгой, в Выставочном комплексе Исторического музея экспозицию адресовали широкому кругу посетителей, поэтому она выглядела эффектнее.


Проект завершается. И сегодня главный вопрос: что дальше?


Кураторы проекта — в их числе заместитель заведующего Отделом археологии Восточной Европы и Сибири Юрий Юрьевич ПИОТРОВСКИЙ и профессор Герман ПАРЦИНГЕР, президент Фонда Прусского культурного наследия (Германия) — готовы дать ответ.

Купить PDF
Журнал добавлен в корзину.
Оформить заказ


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Наука. Дальний поиск»