Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

«Бронзовый век» в Петербурге и Москве. «Европа без границ» — шаг за шагом

Наталья Домрина. Фото автора

В ноябре 1992 года мне довелось переводить беседу корреспондента первого канала немецкого телевидения ARD с министром культуры России Евгением Юрьевичем Сидоровым. Добиться интервью с министром культуры по поводу трофейного искусства или так называемых перемещённых ценностей в начале девяностых было непросто. Но в тот самый день, когда в Санкт-Петербурге открывалась первая выставка, такие ценности показавшая, — «Западноевропейский рисунок XVI—XX веков из собрания Кунстхалле в Бремене», — интервью состоялось. Помню, как входили в кабинет директора Эрмитажа Михаила Борисовича Пиотровского, недавно назначенного на этот пост. Как, поджидая министра, который тоже был «нов», корреспондент листал свои записи, переставлял с места на место вопросы. Их было много, а отводилось нам двадцать минут.

Ю. Ю. Пиотровский, Государственный Эрмитаж.
Ю. Ю. Пиотровский, Государственный Эрмитаж.
Профессор Герман Парцингер, президент Фонда Прусского культурного наследия (Германия). Москва, ГИМ, 15 октября 2013 года.
Профессор Герман Парцингер, президент Фонда Прусского культурного наследия (Германия). Москва, ГИМ, 15 октября 2013 года.


Но вот все готовы. Свет, микрофон: «Работаем!»


…Последний вопрос: «Когда мы увидим сокровище Приама?» Ответ: «Не торопите события, не забегайте вперёд паровоза». Рукопожатие. «Спасибо всем!»

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!


Прошло двадцать лет, и публика увидела не только золото Трои. Москва и Петербург предъявили миру многие «неведомые шедевры». Музейщики, археологи, историки Германии и России вступили в активный диалог, исследователи продолжили научную работу, состоявшиеся выставки («Сокровища Трои», «Шлиман. Петербург. Троя», «Эпоха Меровингов — Европа без границ»…) имели широкий резонанс — наверное, это главное. Локомотив набрал скорость — открылись спецхраны, но вопрос о «перемещённых ценностях» продолжает волновать умы, оставаясь политически острым.


Выставочный проект «Бронзовый век. Европа без границ. Четвёртое — первое тысячелетия до н.э.», о котором мы начали говорить в прошлом номере журнала (см. «Наука и жизнь» № 12, 2013 г., статья «Бронзовый век» в Петербурге и Москве. «Европа без границ» – шаг за шагом. Часть 1»), — событие выдающееся и одновременно рядовое. Оно — в ряду начатых в 1990-е годы «выставочных» шагов. Выдающимся его делают основательность и широта научного подхода к теме — огромному, кажется, неподъёмному пласту, трём тысячелетиям ранней истории европейцев. Труд большого числа исследователей из многих стран и научных школ, их единство в стремлении поддержать работу друг друга и свобода творческого воплощения, вылившаяся в результат: в Государственном Эрмитаже и Государственном историческом музее прошли фактически две разные выставки под общим названием, в основу которых положен один и тот же археологический материал. В Главном штабе (Государственный Эрмитаж) выставка носила научный характер и была строгой, в Выставочном комплексе Исторического музея экспозицию адресовали широкому кругу посетителей, поэтому она выглядела эффектнее.


Проект завершается. И сегодня главный вопрос: что дальше?


Кураторы проекта — в их числе заместитель заведующего Отделом археологии Восточной Европы и Сибири Юрий Юрьевич ПИОТРОВСКИЙ и профессор Герман ПАРЦИНГЕР, президент Фонда Прусского культурного наследия (Германия) — готовы дать ответ.

Купить PDF
Журнал добавлен в корзину.
Оформить заказ


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Наука. Дальний поиск»