Табак, горох и морковь против птичьего гриппа

Татьяна Зимина. По информации пресс-службы Санкт-Петербургского государственного университета.

Вместе с пищей, содержащей генномодифицированный горох, птица получает белок — бычий интерферон, способный защитить её от вирусных инфекций. Фото Игоря Константинова.

Трансгенные табак и горох, которые защитят от вирусных инфекций домашних животных и птицу, разработали биологи Санкт-Петербургского государственного университета.

Новые генномодифицированные культуры не содержат фрагменты вирусной частицы, то есть это не вакцины. Их секрет — в способности производить бычий интерферон — белок, выделяемый иммунной системой в ответ на инфекцию. Собственно, именно ген интерферона и был искусственно введён в растения сотрудниками кафедры генетики и биотехнологии СПбГУ под руководством профессора Людмилы Лутовой.

«Табак был взят как модельный объект, — объясняет профессор Лутова. — Горох же используется в качестве корма для кур». Впрочем, пока идея состоит в использовании трансгенных культур не в качестве корма для животных и птиц, а как биофабрики для производства бычьего интерферона. Этот биотехнологический препарат в перспективе должен найти применение в ветеринарии, животноводстве и птицеводстве — для борьбы с птичьим гриппом, гепатитом и другими вирусными заболеваниями. По мнению исследователей СПбГУ, усиление иммунного ответа — практически единственный способ борьбы с вирусными инфекциями.

Новые генномодифицированные культуры уже прошли успешные испытания на лабораторных мышах: у животных после введения им очищенного интерферона — белка, выработанного трансгенными растениями, повышался иммунитет — увеличивалось число лимфоцитов в крови и антител к возбудителям болезней, а последующая вакцинация была более эффективной.

Сейчас учёные СПбГУ работают над созданием моркови с геном интерферона. «Во время эпидемии гриппа для профилактики достаточно было бы съесть салат из такой моркови», — говорит доцент кафедры Владислав Емельянов.

Однако энтузиазм исследователей относительно перспектив внедрения новых культур невелик: хотя использование генномодифицированных организмов в России разрешено, их выращивание пока под запретом. Подобные культуры можно выращивать лишь на опытных полях, хотя в страну разрешён ввоз 16 сортов и линий ГМ-растений. Более всего завозят генномодифицированные сорта риса, кукурузы, сахарной свёклы, сои, картофеля. Разработки же, сделанные отечественными специалистами, увы, пока пылятся на полках.