ЧУЖАКИ В РОССИИ

Ондатру учёные относят к наиболее опасным чужакам, способным наносить значительный урон естественным экосистемам России.

Биологи из Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН собрали и систематизировали информацию о млекопитающих, вселившихся на различные территории России, то есть о чужеродных для того или иного региона. Исследователи отмечают, что проникновение чужеродных млекопитающих в экосистемы России наблюдается повсеместно, при этом экспансия большинства животных происходила в последнее столетие. Хорошо это или плохо? Однозначного ответа нет. Ведь часть их (21 вид) преднамеренно интродуцировали, то есть специально заселили на те или другие территории. Значительная часть животных была переселена для обогащения промысловой фауны, некоторые (европейская норка, выхухоль) — с природоохранными целями, а два вида (полёвка-экономка и серая крыса на Курильских островах) — как источник корма для пушных зверей. Ондатра, американская норка, енот-полоскун, канадский бобр и дикий кролик — это всё новые виды фауны для России. Тринадцать видов млекопитающих были заново заселены (реинтродуцированы) после их исчезновения или катастрофического падения численности. Это, например, зубр, овцебык, соболь, байбак, обыкновенный бобр, заяц-беляк, обыкновенная белка. Всего на их долю приходится 21% всех чужеродных видов. Правда, степень чужеродности реинтродуцированных животных, как говорят учёные, дискуссионна и зависит в том числе от того, как долго сообщество организмов на той или иной территории существовало без этих видов.

Случайно интродуцированные (заселившиеся) животные составляют 11% чужеродных млекопитающих на территории России. Самые опасные из них — знакомые всем домовая мышь, чёрная и серая крысы. Исследователи отмечают, что территория, которую они освоили благодаря человеку, существенно превосходит их исконный ареал. Вообще, среди чужеродных млекопитающих грызуны составляют 42%. Вслед за ними идут хищные (25%), парнокопытные (15%), насекомоядные (10%), зайцеобразные (5%) и рукокрылые (3%).

Большинство чужеродных млекопитающих самостоятельно расширяли свою территорию обитания, то есть расселялись, что связано с преобразованием лесов и степей человеком (в европейской части России) и особенностями сельскохозяйственного освоения территорий. К таким животным относятся, например, заяц-русак, предкавказский и обыкновенный хомяки, для которых благоприятны мозаичные посевы с участками целины.

Авторы исследования отмечают, что чужеродные животные влияют на аборигенные экосистемы, некоторые из них приносят вред преимущественно в населённых пунктах и на полях («вредители полей»). Наиболее опасными они считают обыкновенного бобра, ондатру, енотовидную собаку, американскую норку и кабана, а также бродячих собак и кошек, которые относятся к случайным интродуцентам и могут наносить существенный урон естественным экосистемам.