Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

СИБИРСКИЕ НАРОДЫ ОТКАЗЫВАЮТСЯ ОТ ПИСЬМЕННОСТИ

Н. БАТМАНОВА. (г. Новосибирск). В материалах рубрики использована информация раздела «Новости и события» портала «Наука и жизнь» www.nkj.ru.

Все попытки сохранить языки коренных народов Сибири, похоже, терпят фиаско. По данным Института филологии СО РАН (ИФЛ СО РАН, г. Новосибирск), сегодня в Сибири существуют 42 языка. Они объединяются в три языковые общности: алтайскую, уральскую и палеоазиатскую. Ч исло носителей этих языков колеблется от нескольких сотен тысяч человек до нескольких десятков. Например, на бурятском языке, по данным официальной переписи 2002 года, говорят полмиллиона, а на языке югов — всего 15 человек. Однако и эту цифру учёные ставят под сомнение. Согласно информации, которой располагают полевые лингвисты, в 70—80-х годах прошлого века югским языком владели всего два человека из 15 назвавших себя югами, а в 90-м году не удалось обнаружить ни одного человека, владевшего югским.

Корень проблемы кроется в малочисленности групп населения — носителей языка и их ассимиляции с другими народами. И что удивительно, попытки поддержать языки через обучение, предпринимаемые государством на ряде территорий, лишь усугубляют ситуацию. Сегодня обучение языкам коренных малочисленных народов Сибири ведётся на одном опорном диалекте, чуждом для носителей других диалектов того же языка. Они воспринимают его как неправильный или, наоборот, безуспешно пытаются перенести нормированные варианты языка в практику бытового общения, а в результате утрачивают возможность овладеть хоть каким-то из его вариантов. Например, преподавание кетского языка началось в 90-е годы прошлого века, и одной из задач была его поддержка, замедление вытеснения русским языком. Но возлагаемые на обучение надежды не оправдались. Одна из причин — преподавание другого кетского, а не говора того посёлка, где велось преподавание, то есть язык «неправильный».

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Ещё один пример «медвежьей услуги» — преподавание алтайского языка как родного в школах Северного Алтая чолканцам, кумандинцам, туба.

Другое препятствие на пути сохранения умирающих языков — отсутствие письменности: треть сибирских языков бесписьменны. В настоящее время для большей части миноритарных этносов разработаны системы письма. Над созданием алфавитов для долганского, тубаларского, удэгейского, хантыйского языков работали новосибирские учёные из Института филологии СО РАН. Но, как оказалось, не все народы хотят использовать в обиходе родную письменность. Так, алфавит для негидейского языка, созданный в 1993 году, не используется до сих пор (хотя был утверждён администрацией Хабаровского края), а потому язык считается бесписьменным.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Вести из институтов, лабораторий, экспедиций»