ЦИФРЫ И ФАКТЫ

В материалах рубрики использованы сообщения следующих изданий: «New Scientist» (Англия), «Bild der Wissen-schaft» (Германия), «Discover», «Fortune Small Business» (США), «Ciel et Espace», «La Recherche», «Science et Vie» и «Sciences et Avenir» (Франция), а также сообщения агентств печати и информация из Интернета.

У берегов Исландии на глубине 80 метров найден старейший из моллюсков.

- Обычный стиральный порошок с ферментами лучше всего работает при температуре воды 50—60 градусов Цельсия. Немецкие биохимики нашли фермент, хорошо отстирывающий загрязнения даже при 10 градусах. Такие порошки дадут огромную экономию электроэнергии.

- Как предполагают английские геологи, 251 миллион лет назад, после мощнейших вулканических извержений в Сибири, был полностью уничтожен озоновый слой Земли. Раскалённая лава реагировала с залежами угля и поваренной соли, из-за чего в воздух выбрасывались большие количества соединений галогенов, пожирающих озон. В этот период вымерли очень многие растения и животные.

- Сейчас в мире 155 миллионов беженцев, вытесненных с родных мест войнами, природными бедствиями и грандиозными строительными проектами.

- Во Франции работает 21 тысяча пунктов приёма отработавших батареек для повторной переработки их на сырьё. В 2006 году собрано 5100 тонн батареек, на 20% больше, чем в 2005-м.

- Тайваньские биологи нашли в сладком перце соединение, улучшающее память и способность к обучению — во всяком случае, у крыс.

- Плутон потерпел второе поражение. Сначала его вывели из списка полноценных планет (см. «Наука и жизнь» № 11, 2006 г.), назначив самой крупной из карликовых планет. Менее чем через год выяснилось, что и этого звания он не заслуживает: карликовая планета Эрида на 100 километров больше в диаметре и на 27% массивнее.

- Принятый для карт нуль высот в Германии на 230 сантиметров выше, чем в Бельгии, а в Швейцарии он на 27 сантиметров ниже немецкого. Это затрудняет, например, строительство мостов и туннелей между странами. Поэтому в ближайшие годы страны Европейского союза намерены провести стандартизацию в этой области.

- После того как в Ирландии запретили курение в общественных местах, потребление жевательной резинки выросло на 30%.

- Прочитан геном домашней кошки, оказалось, что кошка имеет 20 285 генов.

- У берегов Исландии на глубине 80 метров найден старейший из моллюсков. Поднятой со дна английскими океанологами двустворчатой ракушке Arctica islandica 405 лет, судя по кольцам нарастания на раковине. Предыдущий рекорд принадлежал тому же виду — 220 лет.

- Как показали китайские и американские физиологи, крысы способны по запаху определять повышенное содержание СО2 в воздухе и избегать таких мест.

- Из 100 видов животных и растений, случайно или намеренно завезённых человеком в несвойственную им среду, приживаются на новом месте только 10%, а из прижившихся только 10% размножаются сверх меры и наносят экологический или экономический ущерб. То есть лишь один вид из сотни оказывается вредным.

- 45% урожая зерновых в мире идёт на корм скоту.

- По приблизительной оценке, в нашей Галактике 234 миллиарда звёзд.