КОНСТРУКТОРСКИЕ НАХОДКИ ПАУКА

М. МАКУРОЧКИНА (г. Дубна Московской обл.).

Наука и жизнь // Иллюстрации

В июльском номере журнала напечатана моя заметка “Паучьи истории”. На одной из фотографий изображена паутина с “вертикальной штопкой”. Искусство паука, встреченного мной в селе Донском, показалось мне загадочным. И вот теперь разгадка найдена.

Эти пауки называются “паук-кругопряд Брюнниха”. Описание я нашла в “Руководстве для натуралиста” (Нидон К. и др. / Пер. с нем. — М.: Мир, 1991).

“Свою колесовидную сеть подвешивает между растениями, обычно вплетая в нее два стабишмента в виде широких, зигзагообразных лент. Паук всегда сидит в центре сети, заплетенном беловатыми нитями. Добывает много кузнечиков. Один из немногих пауков, самка которых регулярно съедает самцов после спаривания. Построив один или несколько яйцевых коконов, самка погибает. В Центральной Европе более 50 видов пауков-кругопрядов, плетущих специфические для каждого вида сети. Добычу они парализуют укусом хелицер (впрыскивая яд!) и, как большинство пауков, сооружающих тенета, оплетают ее паутиной, прежде чем съесть. В добычу вводят пищеварительный сок и затем всасывают уже переваренную пищу (наружное пищеварение)”.

Ответ на вопрос о странной залатанности паутины я нахожу из фразы: “Паук всегда сидит в центре сети”. И, чтобы паутина не вытягивалась, ее надо усилить в вертикальном направлении. Вот такие конструкторские находки у живой природы.

Другие статьи из рубрики «Переписка с читателями»